рефераты по менеджменту

Исследования систем управления

Страница
1

Причины возникновения необходимости исследования систем управления организацией.

Одной из основных и важных причин отставания по уровню качества жизни России является проведение советского эксперимента по насаждению централизованно - плановой системы хозяйствования, к основным чертам которой относятся приоритет государственной собственности, жесткое централизованное планирование хозяйственной деятельности на всех уровнях управления, отсутствие конкуренции и заинтересованности работников и , в результате - низкий уровень качества и эффективности товаров.

Низкий уровень управления всеми звеньями хозяйствования привел к значительному отставанию всех составляющих потенциала страны в целом и инфраструктуры отдельных регионов, конкурентоспособности товаров в сравнении с мировым уровнем.

Уровень качества жизни обеспечивается соответствующим развитием рыночных отношений, структурной политики, национальной политики, систем менеджмента на всех уровнях управления. Провозглашение рыночных отношений без должного развития других аспектов отодвигает достижение положительных тенденций развития на неопределенный период.

В области менеджмента как науки и практики управления по обеспечению конкурентоспособности объектов в условиях рыночных отношений достигнуты определенные успехи.

В экономической литературе можно встретить подобную фразу : “ . в настоящее время осуществляется переход от плановой экономики к рыночной .” Отсюда можно сделать вывод, что в условиях рыночных отношений не надо заниматься планированием, но наоборот, в условиях рыночных отношений по сравнению с централизованно - плановой системой хозяйствования роль планирования резко возрастает, так как только инвестор несет ответственность за будущую эффективность своих инвестиций. Если он не спрогнозировал достаточно точно компоненты внешней среды конкурентоспособности товара и фирмы в целом, то он может оказаться под угрозой банкротства.

Система менеджмента - это система научных подходов и методов, целевой, обеспечивающей, функциональной и управляющей подсистем, способствующая принятию и реализации конкурентоспособных решений.

Различные подходы, принципы и методы менеджмента могут применяться как коллективом, так и индивидуумом при формировании и реализации решений. В качестве управляющей подсистемы можно рассматривать совокупность отделов и служб любой фирмы, либо отдельное подразделение, индивидуума. В качестве управляемой подсистемы ( объекта управления) выступает отдельный работник, коллектив, товар или услуга, ресурсы, документы.

Если перед управляющей подсистемой имеются альтернативные варианты параметров объектов выбора, то налицо процесс принятия решения и в качестве управляемой подсистемы могут быть, как было сказано выше, как коллектив, индивидуум, так и продукция, услуги. Однако на высшем уровне управления фирмой управляющей подсистемой является персонал фирмы.

Из вышесказанного следует, что знать теорию и практику менеджмента следует не только различным коллективам, но и индивидуумам, так как принципы и методы научного менеджмента должны использоваться при решении любых производственных, коммерческих, образовательных, социальных, бытовых и других процессов. И чем глубже знания теории и практики менеджмента, тем выше качество и эффективность функционирования объектов разного назначения и уровня управления.

Эффективное функционирование организации и ее подразделений невозможно без их постоянной координации, которая входит в задачу системы управления - совокупности форм, с помощью которых на практике реализуется процесс управления. К таким формам можно отнести субъекты управленческой деятельности, связи между ними, цели, функции, методы, технические приемы управления.

Система управления имеет свою структуру, которая представляет собой упорядоченный набор образующих ее элементов, тем или иным способом связанных друг с другом. Как и сама система управления, ее структура многогранна, однако в ней можно выделить базовый элемент - совокупность субъектов ( органов) управления и связей между ними, т.е. управленческую и коммуникационную подструктуры.

В основе выделения подразделений организацией лежит основанная на тех или иных принципах группировка различных видов ее деятельности. Углубление разделения труда и основывающаяся на нем специализация приводят к тому, что число обособившихся в рамках организации видов деятельности постоянно растет, и одновременно увеличивается и количество подразделений.

Управление производственными и технологическими процессами, протекающими в рамках подразделений, осуществляется ими самими, но для того, чтобы организация успешно функционировала в целом, деятельность самих подразделений должна также в свою очередь координироваться, для чего создаются специальные управленческие подразделения или должности. Таким образом, управленческая структура состоит из двух элементов : органов управления непосредственно производственными процессами и органов общего управления - то есть, деятельностью организации в целом и ее управленческих звеньев.

Чем глубже разделение труда и больше разнообразие видов деятельности имеет место в организации, тем сложнее ее общая, а соответственно и управленческая структура. Это обусловлено, с одной стороны, многообразием производственных и технологических взаимосвязей как таковых; а с другой стороны, растущим числом подразделений, работу которых необходимо координировать.

В теории и практике управления очень важное значение имеет так называемый диапазон контроля, то есть предельное число объектов, которыми можно управлять.

Узкий диапазон контроля ведет к тому, что руководитель имеет возможность поддерживать постоянные контакты с подчиненными, обмениваться с ними необходимой информацией, более качественно управлять ими; в то же время здесь есть опасность того, что он будет излишне вмешиваться в их дела и ограничивать свободу поведения. При широком диапазоне контроля руководитель может оказаться перегруженным координацией текущей работы подчиненных и потерять из виду стратегические задачи.

На практике величина диапазона контроля в основном зависит от характера деятельности - чем она сложнее, тем диапазон контроля уже, и наоборот; а также от уровня знаний руководителя, наличия у него времени, присущей ему оперативности; наконец, от способностей и квалификации подчиненных, их заинтересованности в своей работе. При неизменной численности работников диапазон контроля непосредственно определяет количество подразделений в организации, уровней управления ею, а следовательно, и сложность управленческой структуры.

И в самом деле, уже “для координации двух объектов нужен вышестоящий управляющий орган, что делает структуру управления двухуровневой. Если координируемых объектов уже более десятка, что превышает средний диапазон контроля, их приходится объединять в две группы, в каждой из которых будет самостоятельный орган управления, и помимо этого еще один для общего руководства ими, имеющий более высокий ранг. Таким образом, структура управления становится трехуровневой и продолжает расти в соответствии с увеличением числа подразделений в организации, превращаясь из так называемой “плоской” в “высокую”.”[1]

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту