рефераты по менеджменту

Анализ книги П.Ф. Друкера "Задачи менеджмента в XXI веке"

Страница
3

Вторая система основывается на практике менеджмента, и в ее основе лежат следующие представления:

1. Технологии, рынки и конечное использование заданы.

2. Область деятельности менеджмента ограничена юридически [т. е. формально].

3. Экономика, существующая в пределах государственных границ, составляет "естественную экологическую среду" предпринимательства и менеджмента.

4. Менеджмент сфокусирован на внутренней сфере организации.

Этим допущениям П. Ф. Друкер противопоставляет следующие утверждения:

1. Современный менеджмент должен осознать, что его политика не может и дальше строиться на заданных технологиях и формах конечного использования продукции. Технология и конечное использование превратились в фактор ограничения. Фундаментом деятельности менеджмента должны стать воспринимаемая потребителем ценность и решение потребителя относительно распределения его располагаемого дохода. Именно с такого представления и должны начинаться сегодня как политика, так и стратегия менеджмента. Несмотря на обширное количество приводимых для доказательства правоты сего утверждения примеров, данный пункт представляется одним из наиболее неясных в книге Друкера. Что он имеет в виду? То, что в современных условиях организации не должны довольствоваться тем, что имеют? Или же речь идет о все возрастающей роли маркетинга в организации? Или здесь подразумевается инновационный аспект? Или, все-таки, обращая пристальное внимание на такие подразумевающиеся термины, как "(другие) технологии" и "(другие) формы конечного потребления", здесь имеется некая возвышенная (утопическая или даже фантастическая) мысль? Но ведь Друкер – не утопист (в отличие, к примеру, от Томаса Мора или даже такого более близкого к менеджменту мыслителя как Норберта Винера), а напротив – прагматик, поэтому любое его слово можно и должно воспринимать как руководство к действию. Следовательно, менеджменту в первую очередь необходимо обращать внимание на процесс принятия решения потребителем о покупке. Но и тут возникает проблема: ведь потребитель принимает решение о покупке тогда и только тогда, если набор продуктов уже задан.

2. Новое представление, на котором в будущем будет основываться менеджмент – как в теории, так и на практике, - заключается в том, что сфера деятельности менеджмента не должна быть ограничена юридически. Менеджмент должен быть оперативным. Он должен охватывать весь процесс целиком. Он должен ориентироваться на результат и эффективность на всех этапах экономической цепочки. Дабы рассмотреть возможные последствия подобной либерализации, следует оставить в стороне производственный аспект с тем, чтобы взглянуть на социальный и задаться вопросом: "А не является ли утверждение, что "любой руководитель всегда стремится к установлению деспотии", если на то нет каких-либо серьезных ограничений или препятствий, будь они внутренние (осознание ответственности, совесть и т. п.) или внешние (например, в лице более высокопоставленного начальника или законов), если не аксиомой, то, по крайней мере, довольно правдоподобным мнением?" Действительно, в условиях рабовладельческого строя управление было более эффективным и более оперативным в том числе и потому, что деятельность "древнего менеджмента" почти не была ограничена юридически.

3. Значение национальных границ определяется, в первую очередь, их функцией ограничения. Практика менеджмента, причем не только в коммерческой сфере, будет все в большей степени определяться интересами компаний, а не политическими интересами государств. Таким образом, П. Ф. Друкер прогнозирует дальнейшее развитие глобализации мировой экономики.

4. Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определять, каких результатов необходимо достичь. Менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация имела возможность достичь запланированного результата.

В итоге П. Ф. Друкер формулирует новую парадигму менеджмента: "В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации результативность ее деятельности – внутри организации или за ее пределами, в подконтрольных организации сферах или в сферах, ею не контролируемых [Задачи, 65]".

"Новые реалии и стратегия бизнеса" и "Лидер перемен".

Вторая глава носит религиозно-пророческий характер, поскольку многие будущие состояния, которые пытается прогнозировать П. Ф. Друкер, подвергаются поверхностному анализу. Тем не менее, П. Ф. Друкер формулирует (в дополнение к разработанной в предыдущей главе новой парадигме менеджмента) новые реалии бизнеса, которые выглядят следующим образом:

· Резкое снижение рождаемости в развитых странах.

· Изменения в распределении располагаемого дохода.

· Изменение определения эффективности.

· Глобализация конкуренции.

· Растущее несоответствие между экономической глобализацией и политической разобщенностью.

Так, рассматривая процесс резкого снижения рождаемости, существующий сегодня в экономически развитых странах, П. Ф. Друкер переносит его на XXI век в целом, не учитывая при этом ряд важнейших факторов, которые всегда влияли и будут влиять на состояние человечества:

· Во-первых, это войны, которые, начиная с XX века приобрели особенно разрушительный характер, а в ближайшем будущем, возможно, еще более усугубят свое влияние.

· Во-вторых, это природные, техногенные и другие катастрофы, т. е. почти такие же по силе и мощи регуляторы населения, как войны.

· В-третьих, это дальнейшее развитие научно-технического прогресса (вряд ли кто-нибудь способен себе сегодня представить, какими будут вновь изобретенные технические средства (коммуникации и т. п.) лет этак через двадцать-тридцать, также впрочем, как и люди, жившие несколько десятков лет назад, и подумать не могли о том, что когда-то будут пользоваться, к примеру, мобильными телефонами). Каждая инновация, несомненно, влечет за собой определенные социальные последствия и вносит, порой, значительные изменения в жизнь каждого человека.

· В-четвертых, демографические факторы не настолько легко подвергаются прогнозированию, как себе это представляет П. Ф. Друкер, и не только ввиду вышеуказанных причин, но и потому, что они сами по себе склонны значительно изменяться, что влечет за собой утверждение о более тщательном, т. е. профессиональном взгляде (это упрек Друкеру, поскольку он все же не демограф и даже не социолог) на данную проблему.

· В-пятых, это экономические процессы (т. е. экономический рост, кризисы, изменения в хозяйственной жизни стран, оптимизация производительных сил и т. п.), которые влияют как на демографическое и политическое состояние общества, так и на его доходы.

· В-шестых, это политические процессы (интеграции и дезинтеграции, союзы и конфликты и т. п.), которые способны кардинально изменить политическую карту мира в считанные годы и даже дни и часы (достаточно вспомнить для примера состояние мира в первой половине XX века).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту