рефераты по менеджменту

Власть и коммуникации

Страница
5

Для преодоления всех этих противоречий и была создана в 1831 г. Британская ассоциация развития науки. Годичные собрания этой ассоциации, собиравшие большое число слушателей и проводившиеся каждый год в разных городах, были лучшей формой пропаганды науки, про­верки ценности открытий, их оригиналь­ности, ознакомления с осо­бенностями научных методов, пробуждения любознатель­ности у мо­лодых людей, их личного приобщения к научным открытиям. Вме­сте с тем эти собрания сформировали идеал ценностно нейтральной науки, выработали новые критерии научности – единого индуктив­ного метода, медленной кумуляции индуктивных наблюдений, образ науки, редуцированной к физико-математическим наукам, отказ от соображений утилитарных ради науки как средства социально признанного самоутверж­дения и самосознания, достигаемых в процессе объективного исследования и общения в целях постижения Истины. Неформаль­ное, межличностное общение между учеными различных специаль­ностей, с одной стороны, и между учеными и широкой общественностью, с другой, восполняло те формальные, институцио­наль­ные способы и каналы коммуникации, которые существовали в Лондонском Королевском обществе. Оно дало мощный импульс развитию натуралисти­ческого образования, перестройке преподавания естественных наук и математики в английских колледжах и универси­тетах. Ведущие ученые Англии подготовили сборник статей в защиту научного воспитания "Новейшее образование. Его истинные цели требования". Его авто­рами были М.Фарадей, В.Уэвелл, Д.Тиндаль и др. Исходные установки новой программы преобразования всей системы образова­ния естественных наук в колледжах и универси­тетах Англии, про­паганды естествознания были изложены Д.Гершелем в его "Философии естествознания" и В.Уэвеллом в "Философии индук­тивных наук". Гершель подчеркивал, что "знания не могут пра­вильно развиваться деятель­ностью небольшого числа лиц . Оно может быть не приобретает высшей степени достовер­ности от всеоб­щего содействия, но приобретает по крайней мере большое доверие и становится прочнее . По мере того, как число занимающихся отдельными отраслями физического исследования увеличивается и все более и более распространяется в различные страны земного шара, необходимо соответственное увеличение легкости в сообщении и взаимном обмене знаний". Он предлагает создать це­лый ряд учреждений, способствую­щих развитию науки, издавать месячные и квартальные журналы, своды, рефераты и учебники по определенным отраслям науки.

Однако, развитие науки пошло по другому пути – личное, жи­вое общение между учеными было сдвинуто на периферию, принимало форму "невидимого колледжа" и возрастал удельный вес опо­средованной коммуникации внутри научного сообщества. Эту тен­денцию отметил Ф.Клейн, который, характеризуя науку XIX века, писал: "вместо прежнего живого личного общения между учеными возникает огромная литература, особенно периодическая, устраива­ются большие интернациональные конгрессы и другие организации, стремящиеся поддерживать хотя бы внешнюю связь". XX век лишь усугубил эту ситуацию – опосредованность научных ком­муникаций резко возросла, массив периодических изданий резко возрастает небывалыми темпами, сеть коммуника­ционных связей все более усложняется и запутывается, а включенность науки в си­стему власти приобретает невиданный размах, связь научного сооб­щества с технократией и политической бюрократией приобрели не­виданный масштаб.

Однако, было бы неверным видеть в контрнаучном движении одни лишь негативные моменты. При всей своей экстравагантности, оно способствовало обсуждению социально значимых проблем, таких, как наука и власть, место науки в системе власти, властные функции науки. Из него выросли не только новые социальные дви­жения, например, экологическое движение "зеленых", но и ряд на­учных и методологических течений. С контрнаучным движением тесно связано возникно­вение биоэтики в США и странах Европы, экологической этики, новое методологи­ческое направление, которое обычно называют "анархизмом в методологии", а точнее было бы назвать антинормати­вист­ской концепции методологии. Движение "альтернативной науки" по­ставило во главу угла знание, понятое как коммуникация, как лич­ное общение в противовес науке как власти.

Если подвести итог, то следует подчеркнуть, что наука пред­ставляет собой сложную систему, которая, будучи рассмотрена с коммуникативной стороны, включает в себя как формы самоорга­низации и межличностного общения, так и формы институциональ­ной организации и опосредованного общения. Односторонне делать акцент на науке как системе властных отношений, на включенность науки в систему власти, на властный характер идеологии овладения природой, ее эксплуатации. Но столь же односторонним оказыва­ется и акцент на межличностных контактах ученых, межличност­ном общении внутри научного сообщества, на идеологии гармонии, союза с природой. Если технократизм делает акцент на сопряжен­ность науки с системой власти, подчеркивает властные функции научного знания и науки как социального института, то романти­ческое, контрнаучное движение выпячивает другую сторону науки, а именно существование в ней малых групп, пронизанных отноше­ниями солидарности и живого контакта между учеными. Заостряя одну из сторон жизни науки и научного сообщества, каждая из этих позиций выдвигает свой утопический вариант переустройства на­уки, строит специфический "образ науки". Этот "образ науки" весьма далек от реальной жизни науки, в которой воедино пере­плавлены различные уровни коммуникации – от межличностного контакта до властных отношений внутри научного сообщества. Эти уровни коммуникации, интерфери­рующиеся друг с другом, воспол­няют друг друга, образуют некоторую целостность, в которой каж­дый из них занимает свое, специфическое место и выполняет вполне определенные, но весьма значимые функции: одни – фун­кции управления и инстанций власти, другие – функции самоорганизации и самоуправления научного сообщества. Лишь тоталитар­ная система власти стремится подавить и уничтожить существу­ющие в науке механизмы самооргани­зации и самоуправ­ления, под­меняя их бюрократи­чески-командными методами организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту