рефераты по менеджменту

Взаимоотношения власти, бизнеса и общества как фактор социально-экономического развития

Страница
3

Таким образом, в регионах РФ законодательная база для применения механизмов социального партнерства уже имеется. Но для того, чтобы социальное партнерство вошло в реальную жизнь, требуется встречная инициатива «снизу», связанная с большой работой по организации сотрудничества и переговорного процесса на региональном и на муниципальном уровне.

Социальное партнерство - это добровольное и равноправное взаимодействие между работниками (трудовыми коллективами и профессиональными союзами), работодателями а также государством, как на федеральном, так и местном уровне в целях защиты прав и интересов работников, работодателей и общества в социально-трудовой сфере. Один из важнейших аспектов социального партнерства - это заложенный в нем механизм коллективного принятия решений. Социальное партнерство может решать следующие задачи:

Ø определение границ регулирования занятости и подготовки рабочей силы;

Ø расширение гибкости в использовании рабочей силы, как по формам занятости, так и по режимам труда;

Ø совершенствование профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения;

Ø повышение качества и мобильности рабочей силы, развитие непрерывной системы подготовки кадров;

Ø сокращение числа безработных за счет сохранения и создания новых рабочих мест,

Ø организации опережающего переобучения и подготовки персонала, социальной защиты работников организаций, находящихся на грани банкротства;

Ø развертывание общественных работ для трудоустройства безработных

Ø включение особых условий занятости для инвестиционных проектов;

Ø создание особых условий для развитие малого и среднего бизнеса, частного предпринимательства, ремесел, самозанятости и надомного труда [Щедровицкий Г.П. Избранные труды -- М.: Шк. Культ. Полит., 1995. -- 800 с.].

Существует целый спектр возможностей при реализации социальных партнерств с точки зрения их целей и степени формализации:

Ø нерегулярные переговоры, неформальное партнерство между отдельными субъектами локального сообщества; достигнутые соглашения документально не оформляются

Ø относительно регулярный переговорный процесс между большей частью субъектов локального сообщества; спорадические соглашения, документально оформленные договоры

Ø регламентированный, регулярный переговорный процесс, в котором достигается консенсус (система рабочих встреч представителей власти, бизнеса и общества), система протоколов, договоров и соглашений

Ø создание постоянных рабочих органов партнерства - комиссий, советов и т.п., оформленных соответствующими юридически обязывающими документами

Ø создание организаций, ассоциаций, призванных организовывать социальное партнерство, планировать развитие локального сообщества, проводить в жизнь достигнутые соглашения.

Бизнес и власть как субъекты социальной ответственности

Взаимодействие бизнеса и власти отражающее интересы общества, является важнейшим фактором устойчивого развития страны. Современный этап социально-экономического развития России характеризуется недостаточной эффективностью системы связей бизнеса с власть, которая пока не позволяет эффективно реализовывать свои функции субъектам взаимодействия и негативно сказывается на решении экономических проблем общества.

Под бизнесом, как субъектом взаимодействия с властью, понимается совокупность предпринимательских структур (от индивидуальных предпринимателей до общенациональных интегрированных бизнес-групп), ведущих хозяйственную деятельность на рынке в целях извлечения «частных» коммерческих выгод.

Экономический словарь трактует бизнес как ини­циа­тив­ную, эко­но­ми­че­скую дея­тель­ность, осу­ще­ст­в­ляе­мую за счет соб­ст­вен­ных или за­ем­ных средств на свой риск и под свою от­вет­ст­вен­ность, ста­вя­щую глав­ны­ми це­ля­ми по­лу­че­ние при­бы­ли и раз­ви­тие соб­ст­вен­но­го де­ла [Экономический словарь. - М., 1996. - С. 33].

Не зависимо от того, рассматривается бизнес с позиции структуры или с позиции деятельности основной его целью является получение прибыли.

По экономическим показателям бизнес делится на малый, средний и крупный, по стадиям развития бизнес – организации - начинающий, развивающийся, сложившийся.

Рассмотрим сущность российского бизнеса, как наиболее динамичной и эффективной силы, призванной стать одной из важнейших движущих сил качественных преобразований в экономике, через выполняемые им функции.

В научной литературе встречается разный набор функций, выполняемых современным российским бизнесом.

Справочная экономическая литература предлагает следующие функции:

· осуществление деятельности по производству и обменным операциям между предпринимателем и другими элементами хозяйственной сферы рынка (потребителей);

· управление процессом обмена между предприятием и его контрагентом;

· поддержка предпринимательства - распространение предпринимательских идей, инициативы и опыта управления;

· деятельность по разработке и реализации новых технологических процессов и новой продукции;

· связи с общественностью - осуществление и управление отношениями между предприятием и общественностью или средствами массовой информации

Современные исследователи [Розенков Д.А. Управление развитием отношений бизнеса, общества и государства в современной экономической системе. Автореферат д.э.н. – М., 2007] выделяют инновационную, модернизирующую, развивающую и социальную функции бизнеса. В рамках проводимого исследования наиболее значима из них социальная функция, которая реализуется в первую очередь посредством:

· полной и своевременной выплаты налогов и обеспечение достойного уровня заработной платы сотрудникам;

· поддержки системы образования и подготовки кадров, системы здравоохранения, других сфер социальных услуг;

· поддержки инициатив по финансированию социальных проектов муниципальных властей и организаций гражданского общества.

Волгин Н.А. и Егорова В.К. считают, что социально ответственный бизнес характеризуется тем, что все этапы бизнес – цикла рассматриваются через социальную призму [Волгин Н.А., Егорова В.К. «Социальная корпоративная политика: проблемы, опыт, перспективы» (учебное пособие) - М., 2002]:

1. Разработка общей политики и стратегии: насколько политика и стратегия бизнеса служат задачам устойчивого развития и приносят выгоду всем стейкхолдерам (заинтересованным сторонам);

2. Организация труда и производственный процесс: соблюдаются ли нормы безопасности и экологические нормы при производственных процессах, обеспечиваются ли качество товаров и их безопасность для потребителя;

3. Закупки и управление поставками: приобретаются ли товары, запчасти и услуги у местных поставщиков, и если да, то помогает ли им компания соблюдать установленные стандарты;

4. Сбыт и продажа товаров: насколько безопасны технологии сбыта товаров, приносят ли отношения между предприятием и продавцом пользу конечному потребителю;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту