рефераты по менеджменту

Совершенствование структуры управления ОАО "Агропромстрой"

Страница
4

- в Европе - макроподход: организация рассматривается как часть общества в целом (проблемы бюрократии, классовые конфликты, отчуждение человека и др.)

- в США - микроподход: в основе организации - единичные акты взаимодействия, акты труда - трудовые операции.

В середине XIX в. в США вышла книга Чарльза Баббаджа “Экономика машин и производства”, в которой доказывается, что основой управления является анализ видов работ. Тогда все общество можно рассматривать как большое предприятие. Исследователями стали сами управляющие, практики, а это придает такому подходу прагматический характер.

С точки зрения учения Ф.Тейлора организация - сумма операций. Она результат действий управляющих, которые ее сконструировали и управляют, в том числе, с помощью науки.

В организации происходит отделение планирования труда от его исполнения. В результате возникают две социальные группы: управляющие (главные в организации) и исполнители (не влияющие на управление).

При других подходах организация такова, каково общество. Движущие силы - конфликт (в обществе теорию конфликта сформулировали К.Маркс, Р.Дарендорф, М.Вебер), или конценсус (теория стратификации Р.Мертона и Т.Парсонса).

Теории организации развивались в рамках школ и подходов к управлению - одномерных и синтетических. Различают теории организации универсальные (существует единственный способ построения рациональной организации) и ситуационные (организация изменяется в изменяющихся ситуациях, при изменении технологии и внешней среды). Более жизнеспособны ситуационные теории.

Теория научного управления Фредерика Уинслоу Тейлора

Основоположником классической теории организации, конкретно, научного управления считается Фредерик Уинслоу Тейлор. Американский инженер, руководитель крупных предприятий, Президент Американского общества инженеров-механиков. Надгробная надпись гласит: отец научного менеджмента.

В основе теории Ф.Тейлора:

- вместо волевых решений научно обосновывать каждый элемент работы (наилучший путь выполнения задания, стандартное время его выполнения, хронометраж и нормирование);

- с помощью определенных критериев отбирать, а затем обучать, образовывать и развивать рабочую силу;

- тесно сотрудничать с людьми, обеспечивая при этом выполнение работы в соответствии с разработанными наукой принципами;

- обеспечивать обоснованное разделение труда и ответственности между руководителем и работниками;

- функциональное руководство группой (4 мастера в плановом отделе + 4 мастера в цехе);

- премиальная система заработной платы (за урок и выполнение задания).

Принципы производительности Харрингтон Эмерсона

Американский исследователь и руководитель крупных компаний. В 23 года возглавил отделение лингвистики Университета штата Небраска, затем занимался банковскими операциями и торговлей недвижимостью. В 1912 году вышла книга “Двенадцать принципов производительности” и он начал профессиональную деятельность по профессиональному консультированию.

Следуя выводам Ф.Тейлора о том, что организации могут разделяться на функциональные и военные (созидания и разрушения), Эмерсон обратил внимание на необходимость их эффективности.

Подсчитано, что в среднем на каждого взрослого человека работает по 22 механических раба, содержание которых обходится в 400 раз дешевле среднего заработка человека. Но машине необходим минимальный уход, обслуживание и от нее нельзя требовать большего чем она может. Это создает предпосылки для того, чтобы освободить человека от рабства и сделать его высокооплачиваемым сознательным творцом и организатором. Принципы эффективности организации следующие:

- точно поставленные идеалы или цели (пример: при строительстве железной дороги С.-Петербург - Москва Николай-I провел траекторию на карте по линейке, это обошлось в 337 тыс. долл. за милю; в Финляндии строительство такой же дороги при проектировании специалистами обошлось в 23 тыс. долл. за милю);

- эдравый смысл (Дарвин отмечает, что материнский инстинкт всегда заставляет матерей преувеличивать ценность своих детенышей, тем самым увеличиваются шансы этих детенышей на то, чтобы выжить);

- компетентная консультация;

- дисциплина (фабула всех детективов, триллеров связана с нарушением действующих правил, дисциплины);

- справедливое отношение к персоналу (необходим отбор, зарплата, оценка и т.п.);

- быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

- диспетчирование;

- нормы и расписания;

- нормализация условий;

- нормирование операций;

- писаные стандартные инструкции (2-х летняя собака умнее 5-ти летнего ребенка, инструкции и поведение диспетчера и пилота);

- вознаграждение за производительность.

Научная организация и производительность труда обеспечиваются научной организацией управления, рациональной организацией.

Рациональная организация Анри Файоля

Французский инженер, после окончания горной школы поступил на металлургическое предприятие и впоследствии стал его генеральным директором. Идея распространения учения Ф.Тейлора на процесс управления, который можно разделить на составляющие функции и внести рационализацию этого процесса. Основные труды: “Общее и промышленное управление”, “Научная организация труда и позитивное управление”. В работе “Учение об управлении” дано определение управления: Управлять - значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим способом использовать его ресурсы. Управление (администрирование) включает пять основных функций: предвидение, организация, распорядительство, согласование и контроль”.

Для организаций в целом характерно выполнение шести функций:

- техническая деятельность (производство);

- коммерческая деятельность (закупка, сбыт, обмен);

- финансовая деятельность (поиск и оптимальное использование капитала);

- деятельность безопасности (защита собственности людей);

- эккаунтинг (деятельность по учету, анализу и статистике);

- управление.

Принципы управления:

- разделение труда;

- власть;

- дисциплина (четкое взаимопонимание, уважение к правилам и договоренности);

- единство распорядительства;

- единство руководства;

- подчинение индивидуальных интересов общим интересам;

- вознаграждение персонала;

- централизация;

- цели взаимодействия (следование команд от руководителя к подчиненным);

- равенство;

- стабильность персонала;

- порядок (все должны знать свое место в организации);

- инициатива (поощрение за идеи);

- корпоративный дух.

Файоль предложил лишить функциональных руководителей распорядительных полномочий и создать линейно-штабную структуру управления. Организация - это административная пирамида с разными уровнями управления, пронизанная формальными связями. Штаб должен быстро приспосабливаться к нуждам предприятия.

3 Разработка проекта совершенствования организационной структуры ОАО «Агропромстрой»

Общая характеристика предприятия

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту