рефераты по менеджменту

Энергосберегающая деятельность предприятия

Страница
11

Примечание. Источник: собственная разработка

Предприятие обеспечивает себя тепловой энергией собственного производства в размере 195,1 Гкал или 20%, когда сторонние источники составляют 80%.

Оценка уровня эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на исследуемом предприятии

Для оценки эффективности использования энергии в производстве, а также определения эффективности мероприятий по энергосбережению необходимы объективные показатели, которые могли бы отразить реальное использование энергоресурсов и давали бы возможность сопоставить результат оценки с максимальными возможностями обеспечения энергосбережения.

Поэтому, прежде чем выделить эти показатели, проанализируем процесс превращения первичных энергоресурсов в полезную работу, ради которой эти ресурсы использовались.

В любом потреблении энергии присутствуют полезная составляющая и потери. Под полезно потребленной энергией понимается та часть израсходованного энергоресурса, которая непосредственно направлена на осуществление поставленной цели и удовлетворения потребностей. В силовых процессах – это механическая энергия на валу двигателя, в температурных технологических процессах – теплота, выделившаяся в объеме технологической печи, в сушилке и переданная нагреваемой среде, в осветительных процессах – количество получаемой световой энергии от осветительных приборов и т.д.

Долю полезной потребленной энергии в расходе первичного природного энергоресурса определяет значение коэффициента полезного использования (КПИ), который является наиболее общим показателем эффективности энергоиспользования.

По значению КПИ судят о совершенстве энергоснабжающего процесса в целом, включая его научно-технический уровень, организацию управления и культуру эксплуатации.

В свою очередь КПИ определяется как произведение частных коэффициентов полезного действия (КПД) различных звеньев энергосберегающего процесса, включая добычу, транспортирование, хранение, переработку и преобразование первичных (природных) энергоресурсов, а также передачу, распределение и использование преобразованных энергоносителей. По соотношению частных КПД судят об энергетической эффективности каждого звена.

Данный показатель рассчитывается как правило в рамках всей республики, поэтому в данной работе приведем пример расчета энергоэффективности используя систему обобщающих и частных показателей.

Из таблицы 2.8 видно, что энергоемкость продукции в 2007 году увеличилось на 0,09 руб. или на 18,44% по сравнению с 2006 годом, что связано с увеличением расхода энергетических ресурсов. Энергоотдача, как обратный показатель энергоемкости снизилась на 0,3 руб. или на 15,57% и составила 1,65 руб. Такое снижение энергоотдачи и увеличение энергоемкости свидетельствует о неэффективном и нерациональном использовании энергетических ресурсов на предприятии, что может привести к повышению себестоимости выпускаемой продукции.

Таблица 2.8. Показатели эффективности использования энергии

Показатели

Единица измерения

2006

2007

Отклонение

(+;-)

%

Расход энергии

млн. руб

61

34

- 27

- 44,3

Объем выпущенной продукции.

млн. руб

119

56

- 63

- 52,9

Энергоемкость

Руб

0,51

0,61

0,09

18,44

Энергоотдача

Руб

1,95

1,65

- 0,30

- 15,57

Примечание. Источник: собственная разработка

Таким образом, показатель энергоэффективности – это научно обоснованная абсолютная или удельная величина потребления топливно-энергетических ресурсов (с учетом их нормативных потерь) на производство единицы продукции (работ, услуг) любого назначения.

Рассмотрим факторы, влияющие на абсолютное значение энергоемкости, с помощью способа цепной подстановки, используя данные табл. 2.9.

Таблица 2.9 Данные для анализа энергоемкости продукции

Показатель

Алгоритм расчета

Сумма, млн. руб.

1. Затраты энергии на производство продукции: а) базового периода

∑(VBПi0 • УР i0 • ЦМ i0)

36

б) базового периода, пересчитанного на фактический выпуск продукции при сохранении базовой структуры

МЗ0 •ВП1 / ВП0

42

в) по базовым нормам и ценам на фактический выпуск продукции

∑(VBПi1 • УР i0 • ЦМ i0)

39

г) фактически по базовым ценам

∑(VBПi1 • УР i1 • ЦМ i0)

45

д) фактические отчетного периода

∑(VBПi0 • УР i1 • ЦМ i1)

34

II. Стоимость выпуска продукции:

∑(VBПi0 • ЦП i0)

47

а) базового периода

б) фактически при базовой структуре и базовых ценах

∑(VBПi1 • ЦП i0)±∆ВПстр

59

в) фактически при фактической структуре по базовым ценам

∑(VBПi1 • ЦП i0)

52

г) фактически

∑(VBПi1 • ЦП i1)

56

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту