рефераты по менеджменту

Эволюция системного подхода в теории и практике управления

Страница
5

Маркетинговый подход предполагает проведение анализа организаций на основе результатов маркетинговых исследований. Главной целью при таком подходе является ориентация управляющей системы на потребителя, обеспечение устойчивое конкурентное преимущество компании. Значение маркетингового подхода в обеспечении организации всей необходимой информацией, которая позволит надолго удержать и сохранить конкурентную позицию в отрасли.

Инновационный подход основан на «умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой».[9, с. 35] Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, производства новых товаров и услуг. Для успешного функционирования любой организации она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его. Для анализа возможности внедрение инноватики также требуется проведения системного анализа. [9, с. 35].

Сущностьнормативного подхода заключается в исследовании и научном обосновании нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности компания (положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и др.).

Цельюповеденческого подхода является создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания значимости в управлении организацией. Необходимо помнить, что человек — это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, — важнейшее условие успеха.

Таким образом, все разновидности системного подхода имеют важное значение в управлении: комплексный подход учитывает внешнее окружение; при интеграционном подходе появляются более прочные связи между отдельными подсистемами организации; ситуационный подход позволяет принимать решения в зависимости от ситуации; маркетинговый анализ призван выявить конкурентные преимущества и определяющие их факторы; инновационный подход позволяет повысить конкурентоспособность фирмы; нормативный подход требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продуктом; ну а поведенческий подход ориентирует руководителя на личностные качества работника и формирование слаженной работы коллектива.

Правила применения системного подхода в управлении компанией

Принятие управленческого решения предполагает использование системного подхода, основанного на исследованиях причинных связей и закономерностей развития социально-экономических процессов. Так как существуют связи и закономерности, значит, существуют и определенные правила применения системного подхода.[29] Рассмотрим основные.

Правило 1-е:Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы.

Фирма – сложная открытая социально-экономическая система из взаимосвязанных отделов и подразделений. Сначала следует рассматривать ее как целое, ее свойства и связи с внешней средой и только потом — компоненты. Однако, в малых системах могут быть исключения, если система функционирует благодаря исключительному компоненту.

Правило 2-е:Сумма свойств (параметров) или отдельное свойство системы не ровна сумме свойств ее компонентов, а из свойств системы нельзя вывести свойства ее компонентов (неаддитивность системы).

То есть цели системы могут не совпадать с целями ее компонентов, а каждый компонент в системе выполняет свои задачи, приводящие к реализации ее целей. Например, в организации задачи различных отделов не одинаковы между собой и задачами самой компании.

Правило 3-е:Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы.

Оптимизировать количества компонентов системы и ее структуры можно за счет развития специализации и кооперирования производства; автоматизации управления; применения к проектированию структуры комплекса научных подходов; соблюдения принципов рациональной организации производственных и управленческих процессов (пропорциональность, параллельность, непрерывность и др.).

Правило 4-е: Для упрощения структуры системы следует сокращать количество уровней управления, количество связей между компонентами системы и параметров модели управления, автоматизировать процессы производства и управления.

Структура фирмы должна быть рациональна, прежде всего, для экономии средств. Однако на практике на раннем этапе строительства рыночных отношений зачастую структуры фирм отвечают в большей мере не требованиям экономики, а амбициям инвесторов.

Правило 5-е:Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, новых услуг и т. п. Мобильность системы является одним из условий быстрого приспособления ее к требованиям рынка.

Повышение мобильности системы возможно за счет обеспечения гибкости средств труда, так и организации самого труда, сокращения жизненного цикла продукции.

Правило 6-е:Структура системы должна быть такой, чтобы изменения в вертикальных связях компонентов системы оказывали минимальное влияние на функционирование системы. Для этого следует обосновывать уровень делегирования полномочий субъектами управления, обеспечивать оптимальную самостоятельность и независимость объектов управления в социально-экономических и производственных системах.

Наличие меньшего количества уровней иерархии позволяет быстрее обнаружить отказ в системе, да и убытки от него будут минимальны. Однако, превышение количества подчиненных субъекту управления компонентов (более 10) снижает управляемость системы.

Правило 7-е:Горизонтальная обособленность системы, те количество горизонтальных связей между компонентами одного уровня системы должно быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования системы. Уменьшение количества связей ведет к повышению устойчивости и оперативности функционирования системы. С другой стороны, установление горизонтальных связей позволяет реализовывать неформальные отношения, способствует передаче знаний и навыков, обеспечивает координацию действий компонентов одного уровня по выполнению целей системы

Правило 8-е:Изучение иерархичности системы и ее структуризации следует начинать с определения систем вышестоящего уровня, кому подчиняется или куда входит данная система, установления ее связей с системами вышестоящего уровня.

При структуризации системы следует пользоваться методами анализа (сверху вниз) и синтеза (снизу вверх). Если результаты анализа и синтеза совпадут, то можно считать, что они выполнены правильно, структуризация системы проведена.

Правило 9-е:В силу сложности и множественности описания системы не следует пытаться познать все ее свойства и параметры. Всему должен быть разумный предел, оптимальная граница.

Множественность или глубина описания системы определяется уровнем ее стандартизации, повторяемости (масштаба). Чем выше повторяемость системы, тем больше должно быть охвачено уровней иерархии для анализа и синтеза, повышения качества управленческого решения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту