рефераты по менеджменту

Управленческая деятельность социума

Страница
2

Следует различать понятия «менеджер» и «руководитель». Менеджером является тот, кто занимается каким-то видом организаторской деятельности. Например, продюсеры в шоу-бизнесе, страховые и рекламные агенты. Руководитель - это менеджер, который возглавляет людей, отвечает за их профессиональную деятельность, осуществляет координацию их усилий по решению общих задач. Если менеджеров может быть много, то руководителей - как административных, так и функциональных - всегда не хватает. По исследованиям психологов, незаурядных руководителей в сорок раз меньше, чем людей, обладающих художественными и математическими способностями.

Как правило, на воспроизводство такого слоя уходит не менее двух-трех лет. Успешное решение этой задачи служит приоритетным фактором обеспечения конкурентоспособности менеджмента деловой структуры. В этой связи следует подчеркнуть, что центрирующей фигурой в управлении является административный руководитель. Он призван постоянно капитализировать научные знания и лучший профессиональный опыт, умело стимулировать трудолюбие персонала, создавать здоровый морально-психологический климат общения. Вот почему управление близко, по мнению У. Тейлора, к искусству и не менее родственно, как утверждал А. Файоль, науке. Отсюда и следует толкование понятия менеджмента: это наука и искусство управленческой деятельности.

Современный менеджмент - отрасль научно-прикладного знания и опыта управленческой деятельности. Ее информационный банк наполнен техническими, экономическими, экологическими, обществоведческими, антропологическими данными, технологичное использование которых ориентировано на повышение конкурентоспособности государства и деловых структур, на возвышение гражданского самочувствия людей.

Являясь основными субъектами управления, руководители выступают в роли социальных архитекторов, занимающихся созданием жизнедеятельных социумов. Чем выше управленческий статус власти, которым обладает руководитель, тем большее значение в его работе приобретает социально-конструктивная направленность, т.е. умение увлекать персонал своими целями, обеспечивать необходимыми условиями для производительной деятельности, успешной реализации работниками своего личностно-делового потенциала.

Как пишет Ли Якокка в своей книге «Карьера менеджера», умение обходиться с людьми - ключ к успеху, менеджер, который не владеет искусством межличностных отношений, подлежит увольнению. Будучи известным в мировом бизнесе топ-менеджером, Ли Якокка несколько раз изучал курс публичной речи в институте Карнеги, в течение четырех лет в одном из американских университетов познавал психологию и психотерапию, по три раза в неделю половину дня и вечер проводил в психиатрическом отделении Аллентаунского госпиталя в целях предметной ориентации в характерах людей.

В контексте приведенных положений целесообразно развести такие широко используемые понятия, как управление и руководство, имея в виду известное высказывание Дж. Локка о том, что нет ничего более вредного для государства и народа, чем распространение неправильных понятий об управлении. Хотя оба понятия лежат в плоскости одной профессиональной деятельности, они не идентичны:

управлять - это значит озаботить себя подбором и использованием условий, необходимых для достижения поставленных задач;

руководить - это значит озаботить других в связи с исполнением ими своих профессиональных (служебных) функций.

Отсюда вывод: чтобы стать преуспевающим руководителем, необходимо быть отменным в личностно-деловом плане управленцем.

Принципиально важно для познания сущности и содержания управления как профессиональной деятельности уметь ориентироваться в таких понятиях, как объект и предмет управления. Это имеет большое значение для достоверной трактовки и понимания объекта и предмета коммуникационного менеджмента.

Объектом управления в широком его понимании являются реальные и виртуальные процессы жизнедеятельности общества во всем многообразии форм их проявления.

Предметом следует признать приоритетные условия их функционирования и факторы позиционирования управления как организационной системы.

Если взять производственный социум, например промышленное предприятие или научно-исследовательский институт, то в данном варианте объектом управления выступают технико-экономические и социальный срезы производственного процесса, а предметом - условия его воспроизводства и организационные факторы его оптимизации и совершенствования.

Таким образом, при расширительном толковании можно утверждать, что управление касается всего многообразия природных, технологических, экономических и социальных процессов, в которые вовлечены или могут быть вовлечены люди. Принимая во внимание качественное различие названных процессов, а потому признавая недопустимость однозначного на них воздействия, управление можно разделить на соответствующие виды: экологическое, технологическое, экономическое, социальное. Качественное различие названных процессов обусловливает и качественное различие факторов, определяющих их функционирование. Все это отражается в специфике деятельности каждого вида управления. Например, PR-деятельностью занимаются все виды управления. Однако в социальном управлении, как в масштабе общества, так и в формате конкретного социума, оно выступает в качестве самостоятельного структурного компонента.

Основные принципы управления

Наука управления имеет в своей основе систему базовых положений, принципов, которые присущи только ей, и при этом опирается на законы, изучаемые другими науками, связанными с управлением. Очевидно, что прежде чем приступить к изучению социально-психологических аспектов управления и искусству воздействия на личность и коллектив, необходимо рассмотреть фундаментальные основы управления - его принципы.

Поведение одного из основных и наиболее сложных субъектов управления - человека также строится на определенных принципах, внутренних убеждениях, которые определяют его отношение к действительности, на нормах нравственности и морали. Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний отдельных личностей, хотя любая истина познается через сложнейшую систему субъектно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хотя бы немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему, и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие. Даже самый опытный руководитель, прекрасно владеющий теорией управления, не застрахован от неразумной, эмоциональной реакции на ситуацию.

Принципы управления универсальны, т. е. применимы для воздействия на личность и для оптимального управления любым социумом - официальным (производственным, служебным, гражданским, общественным) или неофициальным (семейным, дружеским, бытовым). Особо сложным объектом управления является коллектив, т.е. группа людей, объединенная на основе общих задач, совместных действий, постоянных контактов. Интеллектуальный, культурный и моральный потенциал членов коллектива настолько разный, что трудно предсказать реакцию каждой личности на управляющее воздействие. Как сохранить доброжелательные, сердечные отношения в семье, как установить и удержать взаимопонимание со своим коллегой, как нужно воздействовать на коллектив, чтобы добиться выполнения поставленных задач без конфликтов и стрессов? Принципы управления как фундамент сложнейшего из видов искусств - искусства управления не претендуют на роль панацеи на все случаи жизни, но не оставят человека без обоснованных, продуманных специалистами-профессионалами рекомендаций.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту