рефераты по менеджменту

Управление организациями в условиях формирования у работников негативных ментальных установок. Влияние отношения к людям

Страница
3

Психология бюргерства, определенная М. Вебером [8], должна быть сопоставлена с привычным для россиян фатализмом, самобичеванием, жертвенностью и инертностью. У россиян нет западной настроенности на преодоление трудностей, хотя при переезде в любую страну мира они весьма пластично и гибко переходят к принятой в этой стране ментальной модели и оказываются далеко не худшими работниками.

Негативный психологический фон деятельности отечественных работников по сравнению с зарубежными странами осложняется привнесенной в Россию потребительской моделью развития. В отличие от западных стран столкновение российской ментальности с потребительской моделью усиливает негативные явления в области стимулирования эффективного труда. Потребительская модель развития заключается в том, что людей стимулируют больше работать, чтобы приобретать какие-либо товары, услуги и т.д. Развитие этой модели тормозит ряд явлений, среди которых чрезмерная бюрократизация, коррупция, нежелание людей рисковать и т.д. Опросы показывают, что в реальности могла бы иметь место высокая экономическая активность, но ее реализации препятствует неразвитость соответствующих социально-экономических механизмов. Экономическая активность работников в большинстве случаев не может найти себе применение, отсюда и возникает социальная напряженность.

В условиях развития страны по потребительской модели реализуется стремление создать платежеспособный спрос, расширить производство, повысить интенсификацию и качество труда, платить больше, постоянно увеличивать платежеспособный спрос и т.д. В связи с негативным отношением людей к своему труду в условиях окружающей несправедливости эта модель дает постоянные сбои: регулярное повышение заработной платы для увеличения платежеспособности населения увеличивает инфляцию.

Для дальнейшей проверки гипотезы необходимо было провести выявление особенностей социально-экономического состояния жителей страны. Авторы данной статьи решили провести эксперимент на себе, осознавая существенный риск попадания в неблагоприятные условия повышенного давления на собственную психику и связанные с этим опасности для общего и психического здоровья. Объектом исследования выступил один из авторов, а второй был наблюдателем, обеспечивая тем самым объективность исследований.

Сущность эксперимента заключалась в том, что с целью воспроизведения экстремальных для психики условий испытуемый осуществлял в течение сравнительно краткого промежутка времени действия, которые обычно растянуты на более длительный промежуток времени, а то и на значительную часть жизни (имеются в виду служебное и научное продвижение, получение различных льгот и другие социально значимые события). Таким образом, было смоделировано воздействие дополнительного фактора "стеснение обстоятельств", изученного ранее [9]. Такое совпадение в один период многих явлений и процессов, требующих внимания индивида, происходит практически с каждым несколько раз в жизни, причем данные опросов и анализ ряда текущих жизненных ситуаций показывают, что по сравнению с предыдущими годами сейчас количество случаев стеснения обстоятельств выросло практически на две трети.

К неблагоприятным аспектам взаимодействия индивида с окружающей средой относятся повседневные экономические воздействия. Например, современного человека трудно представить вне полноценной информационной среды, одной из главных составляющих которой является мобильный телефон.

Несмотря на массовое использование этого ресурса, услуги мобильной связи не становятся более доступными, более того, многие источники указывают на повышение средней стоимости минуты, объясняется это ростом длительности разговоров [10].

Для того чтобы выяснить реальную ситуацию, в рамках проводимого авторами эксперимента был начат контроль разговоров одного из них с сохранением документов на оплату. Для удобства расчетов каждый раз оплачивалась одна и та же сумма в 200 руб., а также фиксировалась продолжительность всех разговоров. По результатам эксперимента был составлен график стоимости (рис.3), на котором наглядно видно, что реальная цена минуты существенно отличается от заявленной в тарифном плане, и, более того, можно увидеть постоянный ее рост.

Постепенный рост стоимости разговоров происходит без согласования с потребителями, что демонстрирует пренебрежение к потребителям. Обращения в компанию сотовой связи, Антимонопольный комитет, Общество по защите прав потребителей никаких результатов не дали.

Еще одним неблагоприятным аспектом взаимодействия является процесс обеспечения льготами отдельных категорий граждан. Современное общество представляет собой сбалансированную систему "сдержек и противовесов", непременной частью которых являются различного рода льготы. Типичным примером пренебрежения льготами и, соответственно, нарушения указанного баланса является реальная недоступность оформления определенных льгот. Так, в частности, построен подход энергетиков к оформлению прав пенсионеров на полагающиеся им по закону льготы. В районном отделении бывшего энергосбыта на информационном стенде размещен список документов, которые нужно представить для оформления льгот. Сослаться на нормативный акт работники энергосбыта не смогли. Жалоба в вышестоящие энергосбытовые инстанции привела к получению двух разных перечней документов из пяти и семи пунктов. В то же время в расчетном центре по оплате других квартирных услуг для оформления льгот просили предъявить только ксерокопию одной справки. Если соотнести этот пример с тем, что к жалобам по вопросам оформления льгот относятся без должного внимания, а из общего списка льгот постоянно что-то исключают, то можно прийти к выводу о том, что государство осуществляет своеобразный дефолт по своим социальным обязательствам. Полученный вывод подтверждает и тот факт, что разрекламированное предоставление квартир всем участникам Великой отечественной войны намечено на 2010 г., когда их останется очень мало. Когортные исследования [11] показывают, что основные возрастные группы 1915-1916 гг., 1920-1921 гг. и 1930-1931 гг. имели одинаковую вероятность дожития до 1985 г., после которого общая численность участников войны стала существенно снижаться.

Таким образом, гипотеза о том, что негативные факторы нынешнего состояния российского общества, в частности пренебрежение интересами людей, вызывают появление негативных психологических состояний, снижающих работоспособность, нашла свое подтверждение. Негативное воздействие усиливает и отсутствие прозрачности деятельности отечественных предприятий прежде всего в области личных взаимоотношений, не говоря уже о финансовых или производственных особенностях их деятельности. Если два последних направления относятся к компетенции топ-менеджмента и причины непрозрачности могут быть объяснены хотя бы коммерческой тайной, то первое традиционно "изолирует" работников друг от друга, давая повод и пространство для формирования слухов. Данная проблема отражена в концепции "Окна Джогари" [12], с помощью которой устанавливается, что в организации всегда существует "слепое пятно", содержащее то, что о личности известно другим. Другие квадранты матрицы с измерениями "Я-Группа", а именно "Арена", "Фасад" и "Неведомое" по модели Дж. Лафта и Г. Ингрэма, в данном случае не отвечают реальной ситуации проблемного отношения к деятельности компании. Если этот вопрос не обсуждается, то могут закрепляться неверные стереотипы и "состояние обиды" получит свое дальнейшее подкрепление.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту