рефераты по менеджменту

Управление качеством продукции

Страница
6

Наиболее распространенный способ определения качества продукции — отсылка покупателей к соответствующему стандарту. Этот способ широко используется как в национальном, так и международном торговом обороте. В современных условиях метод стандартизации является основным в сфере управления качеством продукции.

Управление качеством продукции осуществляется на основе международных, государственных и отраслевых стандартов и стандартов предприятий.

Государственная система управления качеством Российской Федерации создана с учетом международных стандартов на систе­мы качества (МС ИСО серии 9000).

Международные стандарты ИСО серии 9000 гарантируют потре­бителю право более активно воздействовать на качество продукции; обеспечивают законодательную базу, нормативы которой предусмат­ривают активную роль потребителя в процессе изготовления продук­ции. Эти стандарты включают в себя пять основных моделей (МС ИСО серии 9000 — МС ИСО серии 9004) системы качества, в кото­рых установлены основные требования по созданию общих программ управления качеством в промышленности и сфере обслуживания.

Каждая отрасль разрабатывает отраслевые стандарты в преде­лах своей компетенции, которые утверждаются соответствующими органами государственной системы стандартизации. Действие таких стандартов распространяется на предприятия конкретной отрасли.

Стандарты предприятий разрабатываются предприятием и утверждаются вышестоящим органом. Предприятие вправе требовать соблюдение требований стандартизации от других хозяйст­вующих субъектов, если это предусмотрено в договоре с ними.

Стандарты научно-технических, инженерных и иных общест­венных организаций разрабатываются этими организациями и ут­верждаются соответствующим органом государственного управле­ния по стандартизации. Основная цель таких стандартов — рас­пространение знаний о достижениях науки и техники. Такие стан­дарты могут использоваться субъектами хозяйственной деятельно­сти (заказчик, исполнитель) при заключении договоров между ни­ми соответствующего уровня, в которых предусматриваются усло­вия о соответствии продукции, выполняемых работ и оказываемых услуг. Рассмотренные стандарты составляются на основе требова­ний госстандартов и не должны нарушать нормы и правила, преду­смотренные в них. Ответственность за соответствие требований стандартов субъектов хозяйственной деятельности обязательным требованиям государственных стандартов несут утвердившие их субъекты хозяйственной деятельности.

В условиях рыночных отношений законодательство РФ предос­тавляет право организациям самостоятельно выходить на внешний рынок. Такие организации зачастую сталкиваются с проблемой оценки качества своей продукции, которая основана на методе соот­ветствия продукции требованиям государственных стандартов.

Существуют два способа подтверждения соответствия продукции и услуг требованиям государственных стандартов: пу­тем сертификации или путем маркировки продукции и услуг зна­ками соответствия государственным стандартам.

Маркировка любой продукции регламентируется соответст­вующим Госстандартом или ТУ (технические условия). Основные требования по маркировке продукции многообразны и специфичны. Нормативные требования дифференцируются в зависимости оттого, какая маркировка наносится на продукцию (или упаковку) (произ­водственная, торговая, транспортная, специальная и т.д.). Общие требования к маркировке продукции: достоверность, доступность, достаточность. Они регламентируются федеральными правилами продажи непроизводственной и производственной продукции.

Маркировка продукции осуществляется с помощью знака соот­ветствия государственным стандартам.

Знак соответствия — зарегистрированный в установленном по­рядке знак, которым по правилам, установленным в данной системе сертификации, подтверждается соответствие маркированной им про­дукции установленным требованиям. Знак соответствия устанавлива­ется организацией, имеющей лицензию, выдаваемую в порядке, уста­новленном Госстандартом Российской Федерации. Организации, по­лучившие такие лицензии, а также продукции и услуги, маркирован­ные этим знаком, вносятся в особый государственный реестр.

Выводы

ü Качество выпускаемой продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, по­скольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.

ü Международный опыт показывает, что работы по по­вышению качества целесообразно проводить в рам­ках системного управления, которое охватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и утилизации.

ü Управление качеством продукции базируется на стан­дартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд на­ционального хозяйства, населения, обороны, экспорта.

ü Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответст­вия) и контроль за состоянием последующего произ­водства с помощью контрольных испытаний.

ü Реализация нормативных актов в управлении качест­вом продукции позволяет организовать эффективную систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зару­бежной и отечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукции стоит на защите прав при нарушении прав и интересов гра­ждан и юридических лиц на территории РФ.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту