рефераты по менеджменту

Управление деятельностью предприятия

Страница
5

Потенциал организации представляет собой совокупность всех средств по выпуску продукции и оказанию услуг. Сюда включаются прежде всего ресурсы, находящиеся в распоряжении организации, а именно: технические и технологические; кадровые; информационные; финансовые; организационные (структура управления, система принятия решений, система контроля, система управления качеством и т.д.).

Потенциал предприятия во многом определяет такую важную для стратегического развития организации характеристику, как конкурентоспособность.

Конкурентоспособность организации характеризует ее способность вести эффективную конкурентную борьбу за рынки сбыта. Конкурентоспособность является относительной характеристикой, определяемой путем сравнения. Факторами, определяющими конкурентоспособность организации, являются ее потенциал, умелый выбор стратегии, профессионализм руководства, финансовые показатели. Таким образом, задачей стратегического управления является реализация целей организации с учетом имеющегося потенциала и требований окружающей среды для достижения устойчивой конкурентной позиции в отрасли.

Решение указанной задачи предполагает:

• разработку миссии и целей организации;

• анализ состояния рынков;

• изучение потенциала организации;

• выявление конкурентных преимуществ;

• проведение возможных организационных изменений;

• разработку новых проектов развития;

• повышение организационной культуры.

Очень важным в процессе стратегического управления является умение расставить приоритеты развития организации, на которые будут направлены главные усилия сотрудников и необходимые ресурсы.

Итак, стратегическое управление включает следующие основные этапы, состав и взаимосвязь которых показаны на рис. 4[6].

Анализ внешней и внутренней среды. Это начальный этап в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей организации и выработки стратегии развития. Стратегический анализ проводится на основе системного и ситуационного подходов при изучении различных факторов, влияющих на деятельность организации и определяющих весь процесс стратегического управления. Результатом проведенного анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. В процессе анализа изучается внешняя и внутренняя среда организации. Анализ внешней среды представляет, собой оценку состояния и перспектив развития, важных для организации факторов окружающей среды, экономических, социальных, политических, особенностей расположения регионов. Он позволяет разработчикам стратегии контролировать состояние внешних факторов с целью изучения потенциальных угроз и выявления новых возможностей. Такой анализ позволяет организациям не только планировать возникновение угроз и новых возможностей, но и разрабатывать управленческие решения для непредвиденных обстоятельств, корректировать стратегию развития организации. Угрозы и скрытые возможности могут проявляться в различных областях внешнего окружения и на различных уровнях (макро- и микро) экономики. Поэтому целесообразно анализировать правовые аспекты, факторы технического и технологического развития, состояние и развитие инфраструктуры, а также факторы конкуренции, социально-культурные факторы, состояние политических и международных процессов.

Анализ внешней среды позволяет организациям:

• определить главные экономические характеристики отрасли;

• определить движущие силы отрасли;

• провести оценку конкурентной позиции предприятий в отрасли;

• прогнозировать действия ближайших конкурентов;

• выявить собственные конкурентные преимущества;

• провести оценку перспектив развития организации.

Анализ внутренней среды организации вскрывает те возможности, тот потенциал, на который рассчитывает организация в конкурентной борьбе для достижения своих целей, позволяет понять, насколько соответствуют миссия и цели организации современным требованиям. При анализе важно также изучить, как организация реализует социальную ответственность перед своими сотрудниками и обществом. При анализе внутренней среды организации изучаются: функции управления, специфика производства, состав и квалификационные характеристики персонала, финансовые возможности, организационная культура. Анализ внутренней среды организации позволяет:

• оценить существующие стратегии;

• провести анализ сильных и слабых сторон организации, внешних угроз и возможностей, связанных с изменением среды;

• провести сравнительную оценку собственной конкурентной позиции, структуры собственных затрат и затрат конкурентов.

Основными источниками информации при анализе являются: уставные, отчетные документы и другая внутренняя информация; данные о развитии отрасли, специальные издания, периодическая печать; наблюдения за деятельностью организации, беседы с руководством и сотрудниками организации.

Определение миссии и целей организации.

Миссия организации — это своего рода концепция бизнеса, т.е. совокупность убеждений, которыми руководствуется аппарат компании, ценности, стиль управления и подхода менеджеров к принятию решений. Миссия организации позволяет отыскать нужные пути для удовлетворения конкретного вывода потребностей определенного круга потребителей в условиях активной конкурентной борьбы. Миссию необходимо постоянно обновлять в соответствии с требованиями рынка, так как устаревшая миссия ослабляет позиции фирмы в конкурентной борьбе. По тому, как компания формирует свою миссию, можно судить о том, насколько ясна ее стратегия. Чтобы миссия организации была ясной и понятной, необходимо четко и кратко определить основные направления деятельности организации, ее позицию в отрасли и характер мотивации персонала.

Миссия организации должна:

• формулироваться просто и четко в удобной для восприятия своими сотрудниками и потребителями форме;

• быть нацелена прежде всего на удовлетворение потребностей, интересов и запросов потребителей;

• содержать четкие сведения о выпускаемых товарах и об их преимуществах.

Миссия организации играет большую роль в достижении устойчивого конкурентного преимущества. После того, как будет определена миссия организации, формируются ее долгосрочные и краткосрочные цели, которые направлены на выявление конкурентных преимуществ и реализацию выбранной стратегии.

Выбор стратегии развития.

На этом этапе на основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяются позиция предприятия на рынке, стратегические задачи и способы их решения. Все мероприятия по выбору стратегии должны проводиться на системной основе: с учетом долговременных целей, с увязкой по ресурсам и времени, эффективно сочетаться и дополнять друг друга с точки зрения задач всех структурных подразделений организации. При реализации успешной стратегии должны быть выявлены и использованы конкурентные преимущества. Это может быть возможность продавать продукцию по низким ценам, обеспечение высокого качества продукции, комплекс сервисных услуг, выгодное местоположение организации или ее филиалов. Выбранная стратегия должна не только умело использовать имеющиеся конкурентные преимущества, но и инициировать новые.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту