рефераты по менеджменту

Сценарное планирование. Восемь шагов методики

Страница
2

Таблица 1. Базовые предпосылки сценарного подхода и традиционного стратегического планирования

Традиционный подход

Сценарный подход

Будущее может быть предсказано (путем экстраполяции теперешних тенденций, экспертных оценок, профессиональных прогнозов и т.д.)

На будущее влияют различные движущие силы и оно всегда является неопределенным.

Стратегия создается в конкретные временные рамки и закрепляется в стратегическом плане, который является руководством к действию.

Необходимо построить сценарии возможных вариантов развития событий в будущем, на базе чего, сформулировать и впоследствии выбрать стратегические альтернативы, работоспособные в каждом сценарии, что явится базой для интегрированной стратегии.

Существуют наилучшие стратегические решения.

«Что хорошо сегодня, может быть плохим завтра». В ситуациях с большой неопределенностью наиболее рискованные и ответственные решения могут откладываться до получения большей информации об окружающей среде.

После создания плана начинается внедрение или осуществление стратегии.

Стратегия перестает быть единовременной акцией, а превращается в серию стратегических решений.

В сценарном планировании рассматриваются ситуации, когда в силу одновременного изменения многих факторов, характер которого заранее неизвестен, возможно возникновение различных ситуаций, в которых может оказаться изучаемый объект.

Поэтому составление сценария обычно начинают с выявления относительно простых признаков ситуации, переходя в дальнейшем к более сложным и более специализированным признакам по отношению к данной ситуации. Учитывая характер зависимостей, описываемых с их помощью, в процессе анализа происходит корректировка этих признаков, позволяющая более точно описать данную ситуацию или изучаемый объект. Также необходимо учесть тот факт, что с течением времени происходят изменения не только системы, но и внешней среды, появляются новые технологии, открываются новые месторождения, происходит рост потребительского спроса (например, за счет увеличения населения или его доходов) и т.п.

Основные задачи и методы работы на определенных этапах сценарного планирования

Установление целей, задание основных параметров, идентификация ключевых вопросов

Очень многое в обеспечении успешности сценарного планирования зависит от первого этапа, заключающегося в определении границ и установлении фокуса сценариев. Команда консультантов вместе с командой клиента еще до начала работ должны определиться в следующих вопросах:

o каков оптимальный для данной компании (отрасли) временной горизонт сценариев;

o каков географический масштаб сценариев;

o для каких бизнес объединений, бизнес единиц или продуктов разрабатывается проект;

o установление неизбежных границ для будущего плана;

o установление временных рамок и обязательств для разработчиков.

Одним из условий успешного использования сценарного подхода является выделение центральных вопросов. Например, таких как следует ли заниматься новым видом деловой активности, следует ли приобретать новый бизнес или запускать новую линию продукции, следует ли инвестировать в модернизацию производства. В процессе осмысления подобных вопросов выбирается наиболее важные из них, задавая таким образом отчетливую определенную рамку для всей работы со сценариями. Следует подчеркнуть, что далеко не для каждого случая, не для каждой отрасли, не для каждой компании сценарии должны быть сфокусированы на предполагаемых типах решений. Тем не менее, сценарии являются наиболее мощным инструментом изучения самых важных областей рисков и возможностей. Опыт показывает, что легче всего искать ответы на вопросы о выходе на новые рынки и инвестиции в новые продукты и технологии. Наиболее сложно искать ответ на вопрос, каким будет бизнес-портфель организации. Сценарии должны быть изначально сфокусированы вокруг вопросов изменения «бизнес-идеи»- будущей успешной модели бизнеса, позволяющей через предоставление большей ценности клиенту за счет лучших ключевых компетенций зарабатывать прибыль, обеспечивающую выживание и развитие организации.

На этом этапе критически важно организовать интервью с собственниками, менеджерами, в которых необходимо выяснить их точку зрения на то, какие вопросы в развитии компании являются наиболее важными, какие типы решений необходимо принять в результате предстоящей работы. В интервью также желательно выяснить наиболее важные источники информации для последующего анализа и отобрать участников для будущих мозговых штурмов. В заключении этого этапа необходимо предоставить собственникам и руководителям обратную связь, в которой делается заключение по результатам идентификации ключевых вопросов, после чего придти к взаимному соглашению по этому вопросу.

Выделение ключевых и неопределенных факторов со стороны внешнего окружения

Задачей объединенной команды разработчиков на этом этапе является выделение тех вопросов (факторов) которые будут иметь наиболее значительное влияние на будущее;

o установление наиболее важных факторов и тенденций, которые будут оказывать влияние на бизнес;

o разделение предопределенных элементов от неопределенных факторов;

o установление взаимоотношений между двумя группами этих критических факторов;

Полезен на этой стадии поиск ответов на такие типовые вопросы: в какой степени отдельные силы усиливают друг друга: действуют независимо или мешают друг другу, в каком виде проявляется каждое усиление, независимость или противоречие.

В сценарном планировании на этом этапе используются такие хорошо известные специальные методы, как PEST-анализ, который изучает политические, социальные, экономические, технологические изменения окружающей среды, анализ поля сил, матрицы влияния на ситуацию, анализ корневых причин, и общие - системный подход (системная динамика), диалектическая логика. Следует подчеркнуть, что последние на этом этапе используются в целях выделения и анализа ключевых и неопределенных факторов, влияющих на бизнес систему, а на двух последующих этапах они используются уже для «сборки» и синтеза в построении и очищении сценариев.

Создание базовой логики сценариев

Существует несколько методов создания базовой логики сценариев. Их можно разделить индуктивные и дедуктивные. Среди индуктивных наиболее известны метод «знаковых» событий и метод модификации официального будущего. К дедуктивным относится метод построения сценарных матриц.

Метод «знаковых» событий предполагает поиск ответов на такие вопросы:

o какие наиболее важные события могут повлиять на наш бизнес;

o к чему могут привести такие события;

o какая вероятная цепочка обстоятельств может привести к таким событиям;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту