рефераты по менеджменту

Социально-экономическая специфика деятельности менеджеров

Страница
2

Руководители низового звена (операционные руководители) в основном осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, отвечают за непосредственное использование выделенных им людских, финансовых, материально-технических и иных ресурсов. Типичные представители этого, низового уровня управления — мастер смены, сержант, старшая медсестра, заведующий отделом и т.д.

Руководители среднего звена чаще всего возглавляют крупное подразделение или отделение в организации, а характер их работы определяется прежде всего координированием и управлением работой руководителей низового звена, подготовкой информации для решений, принимаемых руководителями высшего звена, последующей трансформацией полученных сверху решений в технологически удобную форму в виде конкретных заданий руководителям низового звена, а также осуществлением этих решений. Типичными должностями руководителей среднего звена управления являются: заведующий отделом (в бизнесе), декан ( в университете), директор филиала, армейский офицер от лейтенанта до полковника.

Руководители высшего звена — это высший организационный уровень управления. Они отвечают за принятие и осуществление важнейших решений на уровне социального института или крупнейших его подразделений, координирует деятельность нижестоящих уровней управления, направляя ее к единой цели. Сильные руководители высшего звена обычно накладывают отпечаток своей личности на деятельности возглавляемой ими корпорации, министерства и т.п. Ярким примером здесь может быть деятельность знаменитого американского менеджера Ли Якокки сначала в роли президента автомобильной компании «Форд», которая при нем смогла выпустить новые марки автомобилей «Мустанг», «Фиеста», «Марк-Ш» и многократно повысить уровень своих прибылей, а затем — президента компании «Крайслер», которая под его руководством вышла из глубокого кризиса и вновь стала одним из ведущих гигантов автомобильного бизнеса.

Но какой бы уровень управленческой деятельности менеджера мы ни рассматривали, всегда на передний план в ней выдвигается умение работать с людьми. Именно в умении обращаться с людьми видит Ли Якокка «самую суть управления. Ведь не с собаками, не с обезьянами имеет дело менеджер, а с людьми. Если он не способен правильно строить свои отношения с себе подобными, то какой из него прок компании? Его единственное назначение в качестве руководителя — это побуждать к деятельности других людей. Если он не умеет этого делать, он, следовательно, не на своем месте» [7; 80].

Каковы основные направления работы менеджера с людьми?

Основные направления очень важного для менеджера умения работать с людьми как в самой данной фирме, корпорации и т.п., так и за ее пределами можно изобразить в виде схемы 10.1.

Какие функции выполняет менеджер в своей деятельности?

Знание типических особенностей деятельности менеджера и приоритетных сфер применения его творческих усилий (умение работать с людьми) позволяет понять и объяснить сущность выполняемых им функций. Таких функций довольно много, в различных типах организаций они могут реализовываться по-разному, но наиболее характерные из них можно свести к следующему.

1. Менеджеру в начале XXI столетия, когда происходит быстрое обновление технологических основ производства, обостряется борьба за источники сырья и рынки сбыта, а повышение прибыли зависит от многих изменяющихся факторов, приходится оперативно и гибко реагировать на изменения ситуации. Поэтому одной из важнейших функций, выполняемых современным менеджером, становится глубокий анализ и оценка ситуации, в которой находится данная организация: фирма, предприятие, банк и т.п., а также определение тенденций изменения данной ситуации в ближайшем будущем.

2. Определение ситуации и тенденций ее изменения порождает необходимость четкого определения проблем, которые стоят перед данной организацией и которые необходимо разрешить в процессе ее деятельности. В определении проблем, на разрешение которых должна быть направлена фирма, корпорация и т.п., состоит сущность второй функции в деятельности менеджера.

3. Третья функция менеджера заключается в его способности четко определить цель (цели) деятельности организации и возможные пути, средства целедостижения силами, ресурсами и персоналом, имеющимися в распоряжении управляемой системы.

4. Важная функция менеджера состоит в его умении интегрировать усилия сотрудников, превратить их в сплоченную команду единомышленников, способную своими целенаправленными действиями решать стоящие перед организацией проблемы. Ли Якокка подчеркивает, что все многообразие операций, совершаемых менеджером, «можно в конечном счете свести к обозначению тремя словами: люди, продукт, прибыль. На первом месте стоят люди. Если у вас нет надежной команды, то из остальных факторов мало что удастся получить [7; 214].

5. В системе функций, выполняемых менеджером, очень большое значение имеет нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности сотрудников (команды), ориентированной на достижение намеченных целей и решение вытекающих из них задач. Поскольку выработка и осуществление управленческого решения составляют стержневое направление, сердцевину деятельности менеджера, попробуем изобразить на схеме 10.2 основные компоненты систематизированного решения проблем, возникающих перед фирмой, корпорацией, банком, спортивным коллективом или другой организацией.

6. Шестой функцией в деятельности менеджера является распорядительная. Когда выбрано управленческое решение, необходимо организовать его неуклонное и эффективное выполнение, что может быть осуществлено только на основе распоряжений, отдаваемых менеджером сотрудникам-исполнителям, которые и должны это распоряжение выполнить, осуществить своими практическими действиями.

7. Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание необходимых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических, бытовых и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических (зарплата, премия и т.п.), моральных (благодарность, награда, почетное звание и др.) и иных рычагов, в первую очередь, с учетом необходимости оценки работы в соответствии с ее качеством, эффективностью и результатом.

8. Восьмая функция управления — корректирующая деятельность управляемой системы (организации), направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества всех подразделений и звеньев данного объекта управления.

9. Девятая функция управленческой деятельности — удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определенных пределах, обеспечивающее сохранение ее целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту