рефераты по менеджменту

Организация производства

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Каждый человек в течение всей своей жизни так или иначе связан с организациями. Именно в них или при их содействии люди растут, учатся, работают, преодолевают недуги, вступают в многообразные отношения, развивают науку и культуру. В рамках организаций по­всеместно осуществляется человеческая деятельность. Нет организа­ций без людей, равно как и нет людей, которым не приходится иметь дело с организациями.

Организация — сложный организм. В нем переплетаются и ужи­ваются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное твор­чество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя культура, свои традиции и репу­тация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стра­тегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.

Не познав сущности организаций и не поняв закономерностей их развития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо каждого человека и в интересах всех, ни переходить в их деятельно­сти на современные технологии. Зачем организации нужны, как со­здаются и развиваются, на каких принципах строятся, почему и как изменяются, какие возможности открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы призвана дать теория организаций, опирающаяся на обобщение новейшего миро­вого опыта.

Сущность понятия «организация»

Общество состоит из множества организаций, с которыми связаны все аспекты и проявления человеческой жизни — общества в целом, экономики, науки, культуры, образования, обороны, даже личной жизни. Теория организаций призвана ответить на вопросы: зачем организации нужны, как они создаются, функционируют и изменя­ются, почему члены организаций действуют именно так, а не иначе. Овладение знаниями об этом позволяет обоснованно и профессио­нально подходить к формированию организаций, к пониманию и регулированию протекающих в них процессов, к определению курса действий и руководству его реализацией в интересах достижения поставленных целей.

Организация представляет собой сознательно координируемое соци­альное образование с определенными границами, функционирую­щее на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. Под словами "сознательно координируемое" понимает­ся управление, под "социальным образованием" — то, что органи­зация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих меж­ду собой. Модели взаимодействия, которым следуют лица, явля­ются преднамеренными. Организационные процессы содержат в себе социальную сущность, а взаимодействие членов групп долж­но быть сбалансировано и предполагает необходимость в коорди­нации.

Организация имеет относительно определенные границы, кото­рые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в дости­жение установленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, входя в состав коллектива, может более успешно достичь своих целей, чем индивидуально. Поэтому для достижения своих целей он создает интегрированные, коопера­тивные системы поведения.

Определение организации предусматривает необходимость фор­мального координирования взаимодействия работников. Структура организации определяет, каким образом должны быть распределены задачи, кто докладывает и кому, каковы формальные координирую­щие механизмы и модели взаимодействия. Для нее характерны ком­плексность, формализация и определенное соотношение централи­зации и децентрализации.

Комплексность рассматривает степень дифференциации в рамках организации. Она включает уровень специализации или разделение труда, количество уровней в иерархии организации и степень террито­риального распределения частей организации.

Под формализацией понимаются заранее разработанные и установ­ленные правила и процедуры, определяющие поведение работников. Некоторые организации минимально оперируют с такими стандартны­ми директивами. Другие имеют все типы правил, инструктирующих работников по поводу того, что они могут и чего не могут делать.

Соотношение централизации и децентрализации определяется уровнями, на которых вырабатываются и принимаются управленче­ские решения в организации. В некоторых организациях процесс принятия решений очень централизован, действия по разрешению проблем предпринимаются высшими руководителями, в других слу­чаях принятие решений децентрализовано, ответственность делеги­руется вниз по иерархии. Принятые соотношения централизации и децентрализации определяют характер и тип устанавливаемой орга­низационной структуры управления.

Важно подчеркнуть, что организации заранее проектируются, моделируются для формирования структуры, подчиненной интере­сам достижения установленных целей. При проектировании органи­зации используется представление о ней как об организме, действу­ющем рационально и целенаправленно, имеющем априори установ­ленную цель и совершенствующем методы достижения цели. Проек­тирование в современных условиях вызвано к жизни увеличиваю­щейся сложностью управления организациями, необходимостью применения научно обоснованных методов для выполнения функ­ций управления и специализацией управленческого труда. Этот под­ход качественно отличается от широко распространенных методов повышения эффективности организаций — таких, как традиционное расчленение и объединение на опытной основе подразделений или сфер ответственности руководителей, их замена, улучшение тех или иных организационных процедур.

Следует видеть различия между теорией организаций и катего­риями дисциплины организационного поведения. Макроуровень — организация в целом и ее основные части - объект изучения теорией организаций, сфокусированной на условиях и предпосылках поведе­ния организации, ее общей эффективности, имеющихся возможно­стях для адаптации и достижения целей. Эта дисциплина имеет как описательный, так и нормативный аспекты. Она описывает, как ор­ганизации фактически устроены структурно, и предлагает, как они могут быть созданы для эффективного функционирования.

Организационное поведение как научная дисциплина имеет сво­им объектом микроуровень — поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов обычно изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образования, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделя­ется ролям, статусу, руководству, общению и конфликтам. В круг изучения входит производительность труда работников, текучесть кадров, удовлетворение работой.

Необходимо подчеркнуть, что теория организаций и органи­зационное поведение весьма близко соприкасаются, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организаций. Иссле­дуя конфликты, дисциплина организационного поведения сосре­доточивается на межличностных и внутригрупповых столкновени­ях, которые происходят из-за разнообразия личностных особен­ностей и недостаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организаций, связан преимущественно с про­блемами внутренней координации. В одном случае конфликт рас­сматривается как проблема, возникающая между людьми. В дру­гом — как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организаций и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа орга­низационного процесса. Каждая организация имеет свое предназ­начение — миссию, во имя которой люди объединяются и осуще­ствляют свою деятельность. Миссия — понятие неоднозначное. Осуществляя свою миссию (предназначение), организация доби­вается достижения определенных целей — выживания, роста, до­ходности. Она выпускает определенную продукцию и оказывает услуги, использует различные технологии и т.д.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту