рефераты по менеджменту

Процесс разработки стратегических планов

Страница
1

Процесс разработки стратегических планов

В качестве предпосылок стратегического планирования можно назвать:

– стремительное изменение во все внешней среде организации, вызванные к жизни современные этапы НТР и проявляющиеся в безграничном росте возможностей производства, углубляющиеся дифференциации потребностей, резкое усиление конкуренции за ресурсы и рынки сбыта;

− интернационализацию деловой жизни, широкую доступность научно-технической и экономической информации и стремительное нарастание её объема;

– принципиальное изменение роли человека в производстве и связанное с этим пробуждение его творческих возможностей и активности.

Стратегические планы отражают сегодняшние шаги фирмы, направленные на формирование её будущего потенциала и обеспечение перспективного выживания. В процессе их составления формируются цели организации, соответствующие стратегии и распределяются необходимые ресурсы.

С организационной точки, зрения стратегическое планирование играет двоякую роль:

1. Оно служит связующим звеном между организацией и её внешней средой, обеспечивающих соответствие её деятельности внешним условиям.

2. Интегрирует и координирует все условия, направленные на это. Его главным результатом является принятие обоснованных инвестиционных решений по всем направлениям деятельности фирмы, а также создание эффективных предпосылок для оперативного и текущего планирования.

Специфику стратегического планирования составляет не временный горизонт, а содержание плана. В его рамках определяются:

– продукты, услуги, рынки и их сегменты, с которыми фирма собирается;

− стратегии маркетинга и принципы поведения по отношению к партнёрам, потребителям, конкурентам.

− направление распределения ресурсов;

− программа маркетинга;

− источники финансирования;

Стандартный стратегический план включает такие элементы, как предложения о тенденциях развития и характер конкуренции, изменений внешней среды, анализ сильных и слабых сторон самой организации, её миссию и важнейшие цели, общую стратегию, план действий по созданию конкурентных преимуществ, оценку вероятности стратегического успеха, график основных мероприятий.

Основу стратегических планов составляют глубокий анализ существующих тенденций, угроз и возможностей во внешнем окружении организации, всесторонний прогноз его будущего состояния, прежде всего научно-технического прогресса и рынков. Анализ позволяет сформулировать совокупность перспективных целей и стратегий в различных сферах деятельности.

Стратегии, составляющие основу таких планов, определяются прежде всего исходя из возможностей, а не поиска и мобилизации внутренних ресурсов, что характерно для обычного перспективного планирования. Содержательных результатом их существования должны быть крупные перемены в организации.

Поскольку стратегические планы обеспечивают рассмотрение взаимосвязанных проблем, последствия которых сказываются в течение длительного времени, к их составлению подходят с особой тщательностью.

Таким образом, если фирма хочет выжить в современных условиях, переход к стратегическому планированию неизбежен, но он должен быть постепенным, без разрушения традиционной системы планирования.

Понимание природы, структуры и различных аспектов стратегий развития деятельности компании позволяет сделать ряд обобщающих выводов.

Во-первых, рациональная стратегия должна содержать в себе три важные составляющие: основные цели или задачи деятельности, наиболее существенные правила или процедуры, ограничивающие сферу деятельности, последовательность мероприятий, направленных на достижение целей. Так как стратегии определяют только общее направление развития и не являются просто программами достижения фиксированных целей, то при формулировании стратегии должна учитываться и эволюция целей.

Во-вторых, эффективные стратегии развиваются вокруг нескольких количественно ограниченных концепций и направлений, что придаёт им устойчивость и сбалансированность. Одни направления могут быть временными, другие сохраняются до конца реализации стратегии. При этом необходимо координировать деятельность таким образом, чтобы каждое направление было в должной мере обеспечено ресурсами, независимо от соотношения „издержки / доходы”.

В-третьих, стратегия имеет дело не только с непредсказуемыми, но зачастую и с неизвестными факторами. Никто из специалистов не сможет дать точный прогноз того, как поведут себя конкурирующие силы, какое воздействие окажут факторы влияния и вообще будет ли компанию ожидать ошеломляющий успех или глубочайшая неудача.

В-четвёртых, для какого уровня управления необходимо разрабатывать свою стратегию. При этом должна быть чётко определена соподчинённость стратегий, согласованность со стратегиями более высокого уровня. Неважно, как разработана стратегия, но крайне необходимо, чтобы учитывались выделенные обобщающие выводы.

Для того чтобы экономическая стратегия была эффективной, при её разработке необходимо учитывать некоторые требования, к числу которых можно отнести:

− наличие чётко сформулированных стратегических целей. Стратегические цели должны быть ясны и понятны для всех структурных подразделений фирмы;

− обеспечение маркетингового мышления для всех сотрудников организации. Стратегия будет эффективна в том случае, если интересы и ценности сотрудников соответствуют возлагаемой на них роли и если они кровно заинтересованы в процветании своей компании;

− стратегия должна быть достаточно гибкой, обеспечивая возможность влияния на внешнюю среду, например осуществления неожиданных атак на противника, которые ведут к усилению конкурентных позиций фирмы;

− стратегия будет эффективной в том случае, если она обеспечивает защиту позиций компании. Фирма должна заботится о создании надёжной системы на случай наступления со стороны конкурентов, а также об усилении своих сильных сторон и избавлении от слабостей.

Стратегия − программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению или стратегических целей. В любой области деятельности. Стратегия должна:

а) синтезировать в себе технические, технологические, экономические и другие аспекты объекта управления;

б) интегрировать различные стороны управляемого объекта, например для организации − миссию, потенциал, структуру, корпоративную культуру, систему менеджмента и др.;

в) ориентировать на достижение не сиюминутных задач, а стратегических целей, обеспечивающих удовлетворение стратегических, общественных, корпоративных и личных интересов;

г) воплощать в себе научные достижения в области экономики, техники, управления и других наук;

д) быть гибкой, учитывать многовариантность стратегических ситуаций, возникающих в пространстве и во времени;

е) быть умеренно рискованной, но не занижающей стратегические преимущества конкурентов и не завышающей свои преимущества.

Какую стратегию можно применять фирме для своего развития? Это:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту