рефераты по менеджменту

Поведение работников в организации

Страница
2

Характер – подструктура личности в широком смысле слова. Его можно определить как индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, задающих типичный для данного субъекта способ поведения и эмоционального реагирования в определенных жизненных обстоятельствах. Характер влияет на выбор целостных поведенческих актов с опорой на их содержательную сторону. Характер связан с личностью в узком смысле, но неоднозначно: у высокой личности может быть плохой характер, и наоборот.

В качестве критерия для объединения различных черт характера в группы используются те сферы деятельности, в отношении к которым эти черты проявляются. А.Ф. Лазурский выделил 15 таких групп. Назовем некоторые из них:

1. отношение к вещам;

2. отношение к природе и животным;

3. отношение к отдельным людям;

4. отношение к социальной группе;

5. отношение к противоположному полу;

6. отношение к собственности;

7. отношение к себе;

8. отношение к семье, государству, труду, нравственности.

Пять основных характерных черт личности

Для эффективного управления поведением менеджеры должны различать типы индивидуальности. Индивидуальность – набор определенных характерных черт, которые относительно устойчивы во времени.

Исследователями была разработана модель индивидуальности «большая пятерка», которая состоит из пяти основных характерных черт:

1. экстраверсия (положительные эмоции, общительность, теплота в отношениях) – показывает, насколько человек способен испытывать положительные эмоции (его непредрасположенность к депрессиям). Экстраверты с большой вероятностью будут: испытывать удовлетворение от работы; положительно относиться как к организации, так и к занимаемой ими должности; проявлять общительность ко всем, кто связан с организацией (клиентами, поставщиками, партнерами);

2. нервозность (беспокойство, замкнутость, уязвимость) - противоположность экстраверсии. Свидетельствует, насколько люди склонны к конфликтам, постоянной раздражительности и недовольству. Они отрицательно относятся к организации, ко всем окружающим и всегда видят только негатив. Данной чертой обладает каждый человек, но только в большей или меньшей степени. Люди с невысоким показателем нервозности будут даже полезны организации благодаря своему критическому мышлению. Люди с высоким показателем всегда очень резки и слишком критичны, их нрав неустойчив, часто испытывает сильные отрицательные эмоции;

3. уживчивость (доверие, мягкость и прямодушие) – показывает, насколько легко человек может «сходиться» с другими. Для тех, у кого данный показатель высок, всегда характерны теплые отношения со всеми окружающими. А у кого низкий показатель – более характерны постоянные ссоры и недовольство другими. Они чаще идут на конфликт, проявляют недоверие и грубость;

4. добросовестность (компетенция, порядок, трудолюбие и организованность) – характеризует, насколько человек тщательно, аккуратно, скрупулезно и настойчиво относится к своей работе. Высокий показатель говорит о хорошей дисциплинированности и организованности. Низкий, наоборот, свидетельствует о нестабильности, отсутствии самодисциплины;

5. открытость к познанию – насколько человек оригинален в своих суждениях. Чем выше показатель, тем больше у человека свежих интересных идей, тем скорее он готов пойти на риск. Люди с низким показателем осторожны и нерешительны. Для них более свойственна рутинная и неинтересная работа, чем для людей с инновационным мышлением.

Указанная модель универсальна для людей всех возрастов, национальностей, обоих полов, религий. Для каждого индивида можно нарисовать, профиль модели «большая пятерка».

Типы поведения личности в организации

Выделяют четыре основных типа поведения работника в организации:

1. «преданный и дисциплинированный член организации», характеризуется следующими чертами:

· полностью принимает ценности и нормы поведения, установленные организацией, и искренне старается вести себя в соответствии с ними;

· старается способствовать реализации интересов организации посредством своих действий;

2. «приспособленец», для которого характерны:

· неприятие ценностей организации;

· внешнее поведение, отражающее следование принятым в организации нормам и формам поведения;

· достижение состояния внутреннего комфорта при необходимости руководить или подчиняться;

· вероятность совершения действий, противоречащим интересам организации;

3. «Оригинал», характеризующийся тем, что:

· он приемлет ценности организации, но не приемлет установленных норм поведения;

· часто испытывает трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством;

· нуждается в предоставлении свободы выбора форм поведения для успешной работы в организации;

4. «бунтарь», которого отличают:

· неприятие ни ценностей организации, ни норм поведения;

· постоянное противоречие с окружающими и инициация конфликтных ситуаций;

· обусловленность такого рода поведения отсутствием соответствующих навыков и привычек, а также непониманием важности норм и ценностей поведения в организации.

Формы поведения

Существуют следующие формы поведения:

1. целевое, которое подразделяется:

· на функциональное (это цели связанные с функциями)

· экономическое (определяется стремлением человека к достижению определенного уровня благосостояния). Экономическая форма делится в свою очередь на три формулы поведения: 1) максимум доходов ценой максимума усилий; 2) минимум доходов при минимуме усилий; 3) максимум доходов при минимуме усилий;

2. стратификационное, основанное на стремлении личности изменить свой статус;

3. инновационное – для людей, которые проявляют творческое отношение к работе и пользуются своей изобретательностью в решении задач;

4. адаптационно-приспособительное, нацеленное на устранение конфликтов, ссор и стрессов в коллективе;

5. церемониально-приспособительное, связанное с необходимостью поддержания устойчивости структуры организации, ее традиций, обычаев и т.д.

Процесс социализации работника включает в себя следующие моменты:

· изменение установок, ценностей и форм поведения;

· адаптация к организационной среде, новым должностным обязанностям и рабочему коллективу;

· взаимное влияние сотрудников и руководителей.

Методы стимулирующего поведения

Для того чтобы эффективно работать, человеку требуется определенный стимул. Хороший руководитель обязан знать, каким образом можно стимулировать того или иного подчиненного.

К методам стимулирующего поведения относятся:

1. мотивация – 1) стремление работника удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. 2) долговременное воздействие на работника в целях изменения его ценностных ориентаций и интересов, развитие трудового потенциала.

2. коммуникативная компетентность. Чтобы создать работнику необходимую среду, в которой он сможет наиболее эффективно использовать свой потенциал, менеджер должен максимально информировать своего подчиненного о его перспективах развития и требованиях, предъявляемых к нему.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту