рефераты по менеджменту

Основы производственного менеджмента

Страница
8

Лишь при правильном выборе указанных параметров предприятие может быть уверено в своем конкурентном преимуществе.

Конкурентоспособность предприятия – это относительная и обобщенная характеристика, выражающая ее выгодные отличия от предприятия-конкурента по степени удовлетворения потребности в товарах и услугах, а также по затратам на их производство и реализацию. Выделяют абсолютную и относительную конкурентоспособности. Абсолютная конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления, адаптации к изменяющимся условиям конкуренции. Относительная конкурентоспособность отражает степень использования конкурентных преимущество предприятия по сравнению с предприятиями-конкурентами.

Цель производственно-технологической политики предприятия заключается в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции и достижения на этой основе его финансовой устойчивости. Известно, что существует 3 основных составляющих конкурентоспособности:

· цена,

· качество,

· система сбыта (сбыт, реклама, сервис).

В практике зарубежного менеджмента используется большое количество разнообразных методов оценки конкурентоспособности производственных систем и предприятий в целом. Рассмотрим два из них: экспертный и параметрический.

Экспертный метод сравнительной оценки конкурентоспособности системы строится на основе определения 5–10 наиболее важных факторов деятельности системы (факторов успеха), которые ранжируются по степени важности (приоритетности). Позиция каждого конкурента по каждому фактору оценивается экспертом-специалистом в баллах, после чего определяется общая оценка путем суммирования взвешенных рейтинговых оценок. Результаты анализа показывают как сильные, так и слабые стороны системы и ее конкурентов.

Пример определения сравнительной оценки конкурентоспособности системы экспертным методом приведен в табл. 2.4.

Рейтинг в табл. 2.4. определяется путем умножения веса фактора на величину соответствующего балла. Для получения численного значения весов факторов чаще всего используют метод парных сравнений, суть которого в следующем:

1. Строится матрица факторов.

2. Факторы попарно сравниваются между собой. При этом, если фактор 1 предпочтительнее фактора 2, то в клетке с координатами Ф1‑Ф2 ставится 2, в клетке с координатами Ф2‑Ф1 ноль. Если фактор 1 менее важен, чем фактор 3, то в клетке с координатами Ф1‑Ф3 ставится ноль, а в клетке с координатами Ф3‑Ф1 ставится 2. В случае выявления равноценности двух факторов (например, первый фактор равноценен четвертому фактору), то в клетках с соответствующими координатами ставятся единицы.

3. Значения оценок суммируются по горизонтали для каждого фактора, после чего деление суммы оценок по каждому фактору на количество факторов во второй степени получаются факторов (см. табл. 2.5.).

Таблица 2.4. Пример расчета конкурентоспособности экспертным методом

Факторы успеха

Вес

фактора

Конкуренты

Проектируемая система

Конкурент

1

Конкурент

2

балл

рейтинг

балл

рейтинг

балл

рейтинг

Цена продукции

0,25

8,0

2,0

6,0

1,5

10,0

2,5

Издержки производства

0,25

8,0

2,0

6,0

1,5

6,0

1,5

Используемая технология

0,20

6,0

1,2

3,0

0,6

8,0

1,6

Имидж фирмы

0,20

7,0

1,4

5,0

1,0

6,0

1,2

Дополнительные услуги

0,10

9,0

0,9

6,0

0,6

2,0

0,2

ИТОГО

1,00

32,0

7,5

26,0

5,2

32,0

8,0

Таблица 2.5. Пример расчета конкурентоспособности методом матрицы факторов

Факторы

Ф1

Ф2

Ф3

Ф4

Сумма

Вес

Ф1

1

2

0

1

4

0,25

Ф2

0

1

1

2

4

0,25

Ф3

2

1

1

1

5

0,31

Ф4

1

0

1

1

3

0,19

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту