рефераты по менеджменту

Основные виды деловых игр и их характеристика

Страница
2

· степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);

· длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут или длящиеся несколько дней) и т.п.;

· характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);

· характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия:

· способ передачи и обработки информации (с применением текстов, ЭВМ и т.п.);

· динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, неограниченным, саморазвивающиеся);

· тематическая направленность и характер решаемых проблем (игры тематические - ориентированные на принятие решений по узким проблемам; игры функциональные - имитирующие реализацию отдельных функций или процедур управления; игры комплексные - моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом.

Деловая игра как метод активного обучения

Для типологизации методов активного обучения обычно используют два основных критерия:

· наличие имитационной модели изучаемого процесса, трудовой деятельности;

· наличие ролей.

Таким образом, различают неимитационные и имитационные методы обучения, а в рамках последних выделяют игровые и неигровые. Деловая игра — имитационный игровой метод активного обучения.

Важно также отметить, что деловая игра — это и коллективный метод обучения. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите решений собственной группы, а также при критике решений других групп.

Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, поскольку может включать в себя целый комплекс методов активного обучения.

Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

1) В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций. Иными словами, процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.

2) Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности.

Возможности деловой игры:

· Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

· Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.;

· В деловой игре знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации;

· Игра позволяет формировать у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике;

· Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

Структура деловой игры

При конструировании деловой игры разработчик может опираться структурное описание последней. Имитационная и игровая модели могут рассматриваться как основные элементы при конструировании деловой игры. В свою очередь в имитационной модели можно выделить ряд структурных компонентов:

· цели,

· предмет игры,

· графическая модель взаимодействия участников,

· система оценивания.

Игровая модель также может быть представлена в следующих компонентах:

· цели,

· комплекс ролей и функций игроков,

· сценарий,

· правил игры.

Одним из самых сложных этапов конструирования деловой игры является выбор и описание объекта имитации. В качестве такого объекта выбирается наиболее типичный фрагмент профессиональной реальности выполнение, которого специалистами требует системного применения, разнообразных умений и навыков, «заготовленных» у учащихся в период обучения, предшествующей игре, при чем это применение связано с трудностями; в решение профессиональных задач вовлечен тот или иной круг специалистов, имеющих разные интересы и свои предметы деятельности. Таким образом, отнюдь не любое содержание профессиональной деятельности подходит для игрового моделирования, а только такое, которое достаточно сложно, содержит в себе проблемность и не может быть освоено индивидуально.

Базовым элементом деловой игры является сценарий. Сценарий деловой игры является основным документом для её проведения.

Схема сценария может быть описана с помощью следующих элементов: реальное противоречие (следует отличать от игрового конфликта, обусловленного разностью позиций игроков), конфликт наличие в ситуации рассогласования параметров деятельности, столкновения разноплановых явлений, противоречивости критериев принятия решений и т.п. Игровой конфликт также может присутствовать в сценарии. Способ генерирования события, определяющий степень алгоритмизации и импровизации участников игры (различают три способа алгоритмизации: детерминированный, спонтанный, смешанный).Деловой игре в наибольшей мере присущ смешанный способ генерирования событий, когда процесс игры следует какому-то обобщенному алгоритму, отражающему технологию производственного процесса, но учитывающему вероятностный характер событий.

Общая типология деловых игр

1. Среди деловых игр, в зависимости от их функций и целевого назначения различают:

обучающие (в том числе тренинговые) деловые игры.

· деловые игры для решения практических задач (например, нахождения оптимальных решений при реорганизации отдела). Они применяются также для коллективной или индивидуальной подготовки управленческих решений с учетом многообразия влияющих на ситуацию факторов и различных вариантов решения проблемы;

· проектные деловые игры. Они выходят за рамки управления персоналом, хотя и включают этот важнейший для деятельности организации аспект.

· исследовательские деловые игры. Используются для анализа поведения отдельных сотрудников или целых коллективов в зависимости от изменения внешних или внутренних условий их деятельности (например, при изучении возможностей использования в организации различных систем оплаты труда).

2. Широта тематических рамок отражает масштабы и сложность решаемых в процессе деловой игры задач.

· Комплексная деловая игра предусматривает отработку методов решения сложной задачи в единстве ее важнейших аспектов.

· Частная деловая игра служит решению одной, определенной задачи, например, игра по изучению и сравнению эффективности коллективной и индивидуальной деятельности членов группы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту