2) основанная на вознаграждении. Требует наличия у руководителя знания потребностей подчиненного и ресурсов для их удовлетворения;
3) основанная на легитимности (законности, традициях). Подчиненный реагирует на должность, формальный статус руководителя, подчиняется потому, что так принято;
4) основанная на осознанном подчинении. Подчиненный осознает разумность требований руководителя и поэтому подчиняется;
5) основанная на харизме - исключительных качествах личности, вызывающих слепое, некритическое, безоговорочное преклонение и веру.
Авторитарные лидеры склонны упрощать реальную ситуацию, сводя ее к примитивному делению "черное - белое".
Из истории известен лозунг: "Кто не с нами, тот против нас". Такой психологический прием помогает обосновать необходимость объединения вокруг "своего", пусть даже и авторитарного лидера. Тем самым он оказывается носителем идеала руководителя, который все предвидит и заботится о своих подчиненных.
Власть никогда не определяется только формальным статусом, а определяется степенью зависимости подчиненного от менеджера.
Однако обычно такая зависимость обоюдная: от менеджера зависит оплата труда, продвижение по службе, удовлетворение социальных потребностей, а от подчиненного зависит качество выпускаемой продукции, достоверность представляемой информации, правильность оформления документации, точность выполнения расчетов, скорость компьютерной обработки баз данных, а в конечном итоге - репутация его начальника у вышестоящего руководства [8, с. 408]. Обоюдная зависимость менеджера и подчиненных требует создания баланса власти; такого сочетания взаимного влияния менеджера и подчиненных, которое в наибольшей степени обеспечивает достижение целей предприятия. Каждый член коллектива характеризуется своим положением, которое определяется его статусом и степенью вклада в достижение общих целей. Наиболее заметную роль в коллективе играет лидер. По направленности деятельности различают негативных и позитивных лидеров; по характеру поведения - открытых и скрытых (не оказывающих преднамеренного влияния на коллектив). Ситуативный лидер проявляет лидерские качества в определенных ситуациях. В случае позитивной направленности лидера он может оказать помощь официальному руководителю как выразитель мнений и настроений группы, которые должны учитываться при принятии решений. Лидер может рассматриваться как резерв на выдвижение, в том числе и для руководства временными коллективами или звеньями, создающимися для выполнения конкретных разовых задач. Позитивный лидер может способствовать лучшему пониманию группой решений руководителя и их реализации. Поэтому нежелательно совмещение в одном лице официального руководителя и неформального лидера, т.к. тем самым устраняется дополнительный источник воздействия на членов группы. Часть вопросов руководитель может делегировать для решения в коллектив и непосредственно неформальному лидеру. Особенно это относится к тем вопросам, которые решаются однозначно, и неважно, кто принимает решение. В эту группу вопросов можно отнести и те, которые не носят принципиального характера и поэтому для организации неважно, какое решение принято, хотя это решение и может иметь значение для отдельно взятого члена коллектива. При работе с людьми руководители применяют разнообразные приемы. Частое применение тех или иных приемов формирует определенный стиль руководства, который в значительной степени зависит также от склада личности руководителя и от ситуации. Возникновение понятия "Стиль руководства" и его изучение можно связать с именем немецкого психолога К.Левина. Название и количество стилей руководства было разнообразным, что, как правило, связано с политическими процессами происходившими в тридцатые - сороковые годы 20 века. Постепенно сложилось так, что классическими стали считаться деление на три стиля. Наглядно-лаконичную характеристику этих трех стилей руководства представила Г.Андреева. Классификация по Андреевой представляет собой схему двухмерного описания каждого стиля, включая его формальную и содержательную сторону (таблицы 1.2, 1.3, 1.4)
Таблица 1.2 – Авторитарный (директивный) стиль.
|  
 Формальная сторона  |   
 Содержательная сторона  |  
|  
 Деловые, краткие распоряжения. Запреты без снисхождения, с угрозой. Четкий язык, неприветливый тон. Похвала и придирки субъективны. Эмоции в расчет не принимаются. Показ приемов - не система. Позиция руководителя - вне группы.  |   
 Дела в группе планируются руководителем заранее и во всем их объеме. Определяются лишь непосредственные цели, дальние цели коллективу не известны. Голос руководителя - решительный.  |  
Таблица 1.3 – Демократический (коллегиальный) стиль.
|  
 Формальная сторона  |   
 Содержательная сторона  |  
|  
 Инструкции в форме предложений. Не сухая речь, а товарищеский тон. Похвала и порицание - с советами. Распоряжение и запреты - с дискуссиями. Позиция руководителя - внутри группы.  |   
 Мероприятия планируются в группе. За реализацию предложений отвечают все. Все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются.  |  
Таблица 1.4 – Нейтральный (попустительский) стиль.
|  
 Формальная сторона  |   
 Содержательная сторона  |  
|  
 Тон – конвенциальный. Отсутствие похвалы, порицаний. Никакого сотрудничества. Позиция руководителя - незаметно в стороне от группы.  |   
 Дела в группе идут сами собой. Руководитель не дает указаний. Разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от лидеров подгрупп.  |  
Эти три таблицы можно свести в одну сравнительную (таблица 1.5).
Таблица 1.5 – Параметры стилей руководства.
|  
 Параметры взаимодействия с подчиненными  |   
 Стили руководства  |  ||
|  
 Авторитарный  |   
 Демократический  |   
 Нейтральный  |  |
|  
 Принятие решений  |   
 решения принимаются единолично  |   
 решения принимаются после обсуждения в  |   
 решения принимаются сами собой (кем-то в  |  
|  
 группе.  |   
 группе) или по указанию руководства  |  ||
|  
 Способ доведения решения  |   
 приказы, распоряжения, команды  |   
 предложения, советы  |   
 просьбы  |  
|  
 Отношение ответственности  |   
 или берет полностью на себя или полностью перекладывает на подчиненных  |   
 коллективная ответственность  |   
 снимает с себя всякую ответственность  |  
|  
 Отношение к инициативе  |   
 подавляется  |   
 поощряется  |   
 отдается в руки подчиненных  |  
|  
 Отношение к недостаткам собственных знаний  |   
 недостатков нет "и не может быть по определению"  |   
 постоянно повышает свою квалификацию  |   
 нет "большого значения  |  
|  
 Стиль общения  |   
 "держит дистанцию"  |   
 поддерживает дружеское общение  |   
 избегает общения  |  
|  
 Характер отношений с подчиненными  |   
 в зависимости от настроения  |   
 манера поведения со всеми как с равными коллегами  |   
 мягкая манера поведения  |  
|  
 Отношение к дисциплине  |   
 жесткая формализованная дисциплины  |   
 сторонник дисциплины "разумной достаточности"  |   
 формально-попустительское отношение  |  
|  
 Отношение к моральному воздействию на подчиненных  |   
 неотвратимость наказание - основной метод стимулирования  |   
 необходимо использовать различные методы поощрения и наказания  |   
 безразличное  |