рефераты по менеджменту

Методологические основы менеджмента

Страница
2

Определение целей деятельности фирмы на ближайшую и дальнюю перспективы (management by objectives) - это главное в менеджменте. Управление путем постановки целей осуществляется с учетом оценки потенциальных возможностей фирмы и ее обеспеченности соответствующими ресурсами. Различают цели общие и специфические.* Общие цели отражают концепцию развития фирмы в целом, специфические разрабатываются в рамках общих целей по основным видам деятельности фирмы.

Рациональное использование материальных и трудовых ресурсов предполагает достижение целей при минимуме затрат и максимуме эффективности, что осуществляется в процессе управления, когда группа сотрудничающих людей (работников фирмы) направляет свои действия на достижение общих целей на основе соответствующей мотивации их труда.

Менеджмент имеет свой собственный экономический механизм, который направлен на решение конкретных проблем взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности. Экономический механизм менеджмента объективно обусловлен осуществлением хозяйственной деятельности фирмы в рыночных условиях, когда результаты управленческой и хозяйственной деятельности получают оценку на рынке в процессе обмена.

Экономический механизм менеджмента состоит из трех блоков: внутрифирменное управление; управление производством; управление персоналом.

Принципиальная схема внутрифирменного управления

Принципы

Функции

Экономические методы

Централизация

Маркетинг

Коммерческий расчет

Децентрализация

Планирование

Внутрифирменный расчет

Сочетание централизации и децентрализации

Организация

Цены и механизм ценообразования

Ориентация на долгосрочные цели развития

Контроль

 

Демократизация: участие работников в высшем звене управления

Мотивация

 

Принципиальная схема управления производством

Инновационный менеджмент

Регулирование и обеспечение процесса производства

Обеспечение сбыта

Организационные структуры управления развитием производства

Проведение НИОКР

Планирование процесса производства, разработка ассортиментной политики

Разработка сбытовой политики

Функциональная

Научно-техническая политика

Повышение качества и конкурентоспособности продукции

 

Матричная структура

Разработка и внедрение новой продукции

Технологическое обеспечение

Выбор каналов и методов сбыта

Линейно -функциональная

Организация научно-технической деятельности

Обеспечение производства материально-техническими ресурсами Повышение эффективности производства

Организация сбыта

Проблемно-целевое управление Программно-целевое управление

Принципиальная схема управления персоналом

Разработка и проведение кадровой политики

Оплата и стимулирование труда

Групповое управление, взаимоотношения в коллективе и с профсоюзами

Социально-психологические аспекты управления

Принципы подбора и расстановки персонала

Условия найма и увольнения

Обучение и повышение квалификации

Оценка персонала и его деятельности

Формы оплаты труда

Пути повышения производительности труда

Поощрительные системы оплаты труда  

Вовлечение работников в управление на низовом уровне

Рабочие бригады и их функции

Взаимоотношения в коллективе

Взаимоотношения с профсоюзами

Мотивация труда работников и творческая инициатива

Организационная культура фирмы

Влияние управления персоналом на деятельность фирмы и ее организацию

Содержание понятия "менеджмент"

Содержание понятия "менеджмент" можно рассматривать как науку и практику управления, как организацию управления фирмой и как процесс принятия управленческих решений. Под научными основами управления понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления обеспечивает практику менеджмента научными рекомендациями. Наука об управлении получила развитие в трудах отечественных ученых - Д.М. Гвишиани, Г.Х. Попова, А.В. Попова, А.Г. Аганбегяна, К).П. Васильева, А.И. Анчишкина и в трудах зарубежных авторов - А. Файоля, П. Друкера, М.Х. Мескона, X. Вольфганга, И. Ансоффа и др.

Первый этап методологии научного управления составляет анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем обосновывалась необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и росте объема производства. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали следующие научные положения:

- использование научного анализа для определения наилучших способов достижения целей и решения конкретных задач;

- важность отбора работников, наиболее подходящих для выполнения конкретных задач, и обеспечение их обучения;

- необходимость обеспечения работников ресурсами, требуемыми для эффективного выполнения задач.

В зарубежной науке управления сложились четыре важнейшие концепции, которые внесли существенный вклад в развитие современной теории и практики управления. Это концепции:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту