рефераты по менеджменту

Концептуальное моделирование стратегического видения, миссии и философии организации

Страница
4

Анализ внешней среды.

В рамках нашей работы ограничимся анализом внешней среды, относящейся к рынку шифера.

Производство асбестоцементных листов в Российской Федерации организовано на 23 предприятиях, относящихся к категории крупных и средних. Кроме того, в подотрасли насчитывается около 50 малых предприятий, которые производят менее 1% товарной продукции и занимаются в основном посреднической деятельностью. Численность работающих в подотрасли составляет более 12 тысяч человек.

Объем продаж в страны СНГ не является устойчивым, тем не менее можно отметить постоянное присутствие таких потребителей как Украина и Молдавия, а также тенденцию постепенного роста абсолютных объемов продаж шифера на Украину (в 3,7 раза за 4 года).

Объемы экспорта шифера также носят случайный характер за исключением двух потребителей: Венгрии и Эстонии. При этом, на долю Венгрии ежегодно приходилось около 90% от совокупного экспорта.

Устойчивыми потребителями белгородского шифера являются Краснодарский край, Ставропольский край, Воронежская область, на которые ежегодно приходилось около 50% от совокупного объема продаж. Южный Федеральный округ на протяжении последних четырех лет потреблял от 25% до 30% совокупных продаж АЦЛ ОАО “БелАЦИ”.

Существенное влияние на рынок асбестоцементных листов оказывает антиасбестовая кампания, которая проводится в странах Западной Европы.

Детальное исследование факторов непосредственного окружения необходимо для разработки стратегии развития предприятия, принятия управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.

К среде непосредственного окружения предприятия относят потребителей, конкурентов и поставщиков, контактные аудитории, т.е. ту часть внешней среды, с которой организация имеет конкретное и непосредственное взаимодействие.

Подробный анализ делового окружения ОАО “БелАЦИ”выполним с помощью таблицы 1.

Таблица 1

Факторы непосредственного окружения

Фактор

Проявление

Влияние на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятий

Потребители

Спрос на рынке кровельных материалов

Прибыль, объем продаж, рентабельность

Реклама, сегментация рынка, товар с подкреплением, ассортиментная политика

Поставщики

Поставка сырья и материалов

Оборачиваемость оборотных активов, выполнение производственной программы

Контроль за качеством сырья и материалов, сроками и объемами поставок

Конкуренты

Захват рынков, ценовое и неценовое давление, разработка новой продукции

Ограничение прибыли, спад продаж, угроза банкротства, ухода с рынка

Производство конкурентоспособной продукции (по цене, качеству, потреб. свойствам)

Органы местной власти

Административные стимулы и барьеры

Влияют на объем продаж, конкурентоспособность фирмы

Сотрудничество или стремление к независимости от власти

Контактные аудитории

Общественное мнение о продукции и предприятии

Влияет на объем продаж

PR, дни открытых дверей

В соответствии с содержанием таблицы, применительно к ОАО “БелАЦИ”, влияние каждого из факторов непосредственного окружения может быть как положительным, так и отрицательным, остановимся на некоторых из них:

1. Асбестоцементные изделия, особенно шифер, проигрывают многим своим аналогам по эстетическим свойствам, но являются более дешевыми, именно низкая цена поддерживает спрос на асбестовые листы на высоком уровне, они являются (единственными) лидерами в своей ценовой группе.

Для конкуренции с более эстетичными и современными кровельными материалами необходимо расширение ассортимента без ущерба для качества изделий и сохранения незначительного преимущества в цене, в противном случае из сегмента кровель “среднего” класса шифер может быть вытеснен.

2. Качество и цена поставляемого асбестового волокна подвергается жесткому контролю, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Имеющаяся взаимозависимость снижает риск недобросовестности как поставщиков, так и потребителей. Зависимость ОАО “БелАЦИ”от одного поставщика цемента является ярко выраженным отрицательным фактором из-за незначительных возможностей влиять на цену поставляемого сырья.

3. Конкуренция на рынке асбестоцементных изделий ограничена из-за широты географии распределения основных производителей, значительных транспортных издержек, различной производственной мощности предприятий, использования разработок одной научной организации (НИИ “Асбестоцемент”). Более значимой является конкуренция не в рамках отрасли, а в рамках продукции одинакового потребительского назначения (кровельные материалы, технические трубопровод.

4. Посредниками на рынке асбестовых строительных материалов выступают торговые и производственные строительные организации, с которыми существуют давно налаженные связи, что обеспечивает в основном доверительные отношения (поставки в кредит, скидки, соблюдение ценовой политики комбинат.

В тоже время, у некоторых строительных организаций наблюдается негативное отношение к новым видам продукции предприятия, которое выражается в их нежелании использовать ее в строительстве, продвигать на рынок.

5. Общественное мнение наиболее чутко реагирует на вопросы, связанные с экологической безопасностью асбестоцементных изделий, следовательно, необходимо целенаправленно информировать общество посредством наиболее распространенных средств массовой информации, не замыкаясь на специализированных изданиях.

После анализа внешней среды проанализируем сильные и слабые стороны предприятия, анализ которых необходим нам для того, чтобы перейти к диагностике проблемы, противоречиям, существующим на самом предприятии, а также к связанным со средой непосредственного окружения.

Анализ сильных и слабых сторон предприятия по основным элементам внутренней среды представим в табл. 2.

Таблица 2.

Сильные и слабые стороны ОАО “БелАЦИ”

Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

Производство

1) Высокое качество выпускаемой продукции.

2) Контроль качества сырья и готовой продукции.

3) Высокая производственная мощность.

4) Широкий ассортимент выпускаемой продукции.

1) Высокая степень износа ОФ (76%)

2) Технологические линии, требующие больших производственных площадей.

Персонал

1) Хорошая динамика структуры и опыт персонала.

2) Квалифицированный персонал.

1) Определенная пассивность в деятельности по улучшению результатов работы организации.

Финансы

1) Устойчивое финансовое состояние.

2) Регулярно получаемая прибыль направляется на расширенное воспроизводство и выплату дивидендов.

1) Неликвидный баланс.

2) Неспособность рассчитаться с текущими обязательствами максимально быстро.

Организация

1) Простота организационной структуры.

2) Четкие отношения подчинения.

3) Разделение труда.

1) Осложнены горизонтальные связи.

2) Отсутствует отдел маркетинга.

3) Большой объем информации у руководителей.

Маркетинг

1) Налаженные каналы сбыта.

2) Участие в выставках, конференциях и т. п.

1) Плохо изучена конъюнктура рынка.

2) Отсутствуют программы по продвижению товаров.

3) Отсутствие собственных каналов продвижения продукции до конечного потребителя.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту