рефераты по менеджменту

Кадровая политика Республики Беларусь

Страница
5

Нормы профессиональной этики предписывают определенный стиль поведения и взаимоотношений - такой, который не вызывает непонимания и осуждения со стороны окружающих. Эти нормы являются определенной гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга.

На поведение работника воздействуют многообразные регуляторы. Большинство из них отражают специфику миссии конкретной организации и конкретного вида профессиональной деятельности. Среди этих регуляторов можно выделить следующие:

• регуляторы внешней среды: государственные законы, общественные правила поведения, семейные традиции;

• особенности содержания и используемые в организации средства труда, обусловленные характером технологических процессов, разделением и кооперацией труда;

• социальная роль, статус отдельного работники в формальных и неформальных группах организации;

• действующие в организации регламенты: приказы, распоряжения, положения, инструкции, традиции, обычаи.

При этом работник выступает не только объектом регулирования, но 1 как субъект, способный активно влиять на действие всех вышеуказанных регуляторов, вплоть до государства.

В профессиональной сфере поведение человека выступает как трудовое поведение, которое проявляется, прежде всего, в отношении к труду. Об отношении к труду можно судить по объективным и субъективным показателям. К объективным социологи относят: степень ответственности, добросовестности,инициативы, дисциплинированности, которые определяются по количеству и качеству выполненной работы, количеству вносимых предложений по ее улучшению, стремлению повысить уровень своего профессионализма. Субъективные показатели отношения к труду: степень удовлетворенности работой, оплатой, организацией и условиями труда; взаимоотношения с руководством и коллегами.

Реальное трудовое поведение работников включает несколько его норм. Социологи связывают форму поведения с определенными потребностями и мотивами, т.е. со стремлением работника к той или иной цели. В этой связи различаются следующие основные формы целевого поведения:

•функциональное поведение, определяемое содержанием и организацией труда;

•экономическое поведение - стремление к достижению определенного уровня благосостояния и качества жизни (может различаться: «максимум доходов при максимуме усилий» и «максимум доходов при минимуме усилий»);

• организационное поведение, которое связывается с реакцией сотрудников на применение различных методов управления (стимулирование, регламентация деятельности, нормативные акты, указания и т.д.; это регламентированная организацией часть поведения, которая позволяет ей достичь своих целей);

• стратификационное поведение, т.е. стремление к изменению своего статуса (страты);

• инновационное поведение (поиск путей улучшения содержания, организации и повышения эффективности труда);

• адаптационно-приспособительное поведение характерно для новых условий работы, при вхождении в новый коллектив и т.д.;

• характерологическое поведение, определяемое социально-психологическими особенностями работника, его характером (очевидно, что психологически неустойчивый тип не соответствует должности руководителя).

Этические формы трудового поведения определяют содержание профессиональной этики. Последняя, часто представляется в виде кодекса поведения (этического кодекса), предписывающего определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, которые считаются оптимальными, с точки зрения выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Этический кодекс может разрабатываться в отношении служащих организации в целом либо применительно к их определенной группе, выполняющей одинаковые или сходные профессиональные функции (профессиональный кодекс).

Этический кодекс обычно включает в себя три типа нравственных норм:

• предписывающих (как требуется, с точки профессиональной морали, поступать в определенных ситуациях);

• запретительных (что конкретно не разрешается в рамках служебного поведения);

• рекомендательных (как следует себя вести в той или иной нравственной ситуации).

Этический кодекс и этические нормы профессиональной деятельности (или организации) выражают добровольное принятие профессиональной группой работников или работниками организации обязательств соблюдать строгую дисциплину в большей, чем это предусмотрено законом, степени. Их цель - сообщить обществу, что определенная группа членов общества стремится сохранить высокий этический и гражданский уровень, а также заявить, что в ответ на доверие общества эта группа обязуется осуществлять свою практическую деятельность так, чтобы она служила на благо общества.

Этический кодекс в общих терминах выражает стандарты профессионального поведения, которые должны быть присущи всем работникам данной профессии и родственных профессий. Он служит основанием дисциплинарных действий, когда поведение члена организации не удовлетворяет требуемым стандартам, заявленным в кодексе.

Однако в этическом кодексе нельзя предусмотреть все нравственные ситуации, возникающие в практической деятельности; правила кодекса не могут заменить личного морального выбора, позиции и убеждений человека.

Необходимость разработки профессиональных моральных кодексов связана с тем, что к некоторым видам профессиональной деятельности в обществе предъявляются повышенные требования. Эти требования вызваны особым положением некоторых профессий, что выражается в предоставлении им права на распоряжение значительными материальными ресурсами, на принятие ответственных решений. Существует профессиональная этика врача, педагога, журналиста, госслужащего и др. Действуют этические кодексы у военных, у судей (кодексы чести), в сфере торговли, международные этические кодексы для работников музеев, общества Красного креста и т.д. Постоянно появляются все новые "этики" — для сферы бизнеса, коммуникаций и др.

В силу углубляющейся профессионализации труда перед специалистами разных направлений все чаще возникают нравственные проблемы, которые невозможно решить, опираясь только на профессиональные знания. Поэтому профессиональная этика становится необходимой составляющей профессионального образования. Она не ставит своей целью выдвижение новых нравственных норм. Ее задачей является обобщение уже существующих и определение степени их важности, с точки зрения данной профессии.

Управление моралью в организации и обществе в целом осуществляется различными субъектами, в том числе государственными и негосударственными структурами. В ряде стран в структуре государственных органов и коммерческих организаций созданы специальные службы, на которые возложены функции контроля за соблюдением требований морали служащих. Однако в наших условиях такая практика вряд ли оправдана. Необходимо, чтобы носителями моральных ценностей выступали государственные и коммерческие структуры в целом. При этом государственная служба должна представлять социально-нравственный институт, способный утверждать требования должной морали среди служащих и граждан страны. Такая же функция должна быть возложена на коммерческие структуры, поскольку без высокого морального имиджа, как свидетельствует опыт ведущих фирм и корпораций мира, невозможно их успешное развитие и процветание.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту