рефераты по менеджменту

Инфраструктура менеджмента

Страница
6

В современной России, как известно, многие регионы испытывают тяжелый кризис, связанный со структурными изменениями в народном хозяйстве в целом. Реальная практика демонстрирует полный спектр всех возможных вариантов: от помощи стагнирующему традиционному старому производству до радикальной поддержки новых видов экономической активности, создающих новые рабочие места.

Весьма плодотворной концепцией, позволяющей эффективно анализировать проблемы экономического развития региона, является концепция основного и вспомогательного производства. В любом регионе можно выделить основную промышленность, т. е. ту, продукция которой главным образом вывозится из региона, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в его пределах. Например, машиностроительный завод можно рассматривать в качестве основного производства, а всю обслуживающую инфраструктуру - почту, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, экспедиционные и транспортные службы, строительство и пр. - в качестве вспомогательного. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект. Основное производство можно рассматривать как своеобразный ускоритель экономического роста.[22]

В качестве основного производства не всегда выступает машиностроительное, химическое, металлургическое производство. Можно привести и такой пример. Найден источник минеральной воды. Для того, чтобы он успешно эксплуатировался, кроме разливочной линии требуется разместить производство по изготовлению тары. В этом же регионе возникает необходимость расширить складское хозяйство, развить дополнительно транспорт, экспедиционные и страховые услуги. Так из источника минеральной воды "вырастает" целая цепочка взаимосвязанных между собой видов деловой активности. Данный пример показывает, как основное производство может служить стимулом развития связанных с ним производств. Аналогичные цепочки возникают при развитии туристического, гостиничного бизнеса, при строительстве жилья и пр.

Вместе с тем основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности, в том случае, когда количество рабочих мест в нем сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, главным фактором успешного развития региона становится не основное, а вспомогательное производство. Долгосрочное процветание региона зависит от того, насколько развита в нем инфраструктура и насколько готова она взять на себя нагрузку нового основного производства. Чем больше развита инфраструктура ("вспомогательное" производство), тем более гибкой является вся экономика региона или города, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие и процветание. Таким образом, в условиях быстрой смены основных производств главным фактором устойчивого социально-экономического развития становится степень развитости всей городской инфраструктуры. Это дает основание по-новому взглянуть на роль так называемых вспомогательных производств, оценить их как "первичный" фактор социально-экономического развития и залог его процветания в будущем.

Общие закономерности мирового экономического развития дают возможность качественно оценить предысторию и перспективы экономического развития того или иного города или региона. По своей доминирующей отраслевой принадлежности можно выделить города и регионы доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные. В городах и регионах, находящихся на разных стадиях развития, происходят разные по своей сути процессы и к ним применимы различные рецепты по управлению ходом их социально-экономического развития.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.[23]

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющим их благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры. Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, низок уровень преступности, насколько обеспечен город квалифицированными кадрами, настолько и подготовлен потенциал развития постиндустриального города. Способность инфраструктуры города принять новые виды бизнеса и новых людей, быстро и эффективно приспособиться к новым условиям определяет потенциал постиндустриального развития.

Главным препятствием, с которым столкнулось сегодня промышленное производство, является неразвитость городской инфраструктуры: проектно-управленческой, финансовой, коммуникационно-информационной, социально-образовательной. Это стало основным ограничением и одновременно условием развития городов и регионов в современном мире.[24]

Из сферы прямого управления городов практически выпали хозяйствующие субъекты, прежде всего приватизированные промышленные предприятия, предприятия сферы услуг, торговли и т.д. В то же время произошли качественные изменения в составе ресурсов их экономического развития. К традиционным ресурсам (сырьевым, трудовым, культурно-рекреационным, финансовым и др.) добавились те их виды, которые в условиях прежних экономических отношений либо в принципе не могли быть использованы, либо применялись крайне неэффективно. К ним, в частности, относятся:

- земля, здания и сооружения;

- коммунальная инфраструктура, городской транспорт и связь;

- налоговая система и организационные условия ведения бизнеса;

- безопасность бизнеса и личности;

- наличие стратегического плана развития, информационные услуги для инвесторов и пр.[25]

Все возможные виды воздействия региональной администрации на ход экономического развития можно подразделить на три:

- формирование благоприятных общих условий для развития деловой активности;

- регулирование деловой активности в регионе;

- прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим эти три вида воздействий последовательно.

1. Формирование благоприятных общих условий для развития деловой активности.

К таким условиям следует отнести рыночную инфраструктуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развертывания новых видов экономической активности, хорошо развитые транспорт, связь, офисное хозяйство и пр.

В странах Запада администрация все чаще осуществляет инвестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает определенные акции по реорганизации земельных участков, а также привлечению новых видов бизнеса в регион. Администрации российских регионов в условиях становления рыночных отношений, помимо этих видов косвенного воздействия, осуществляют прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту