рефераты по менеджменту

Применение бизнес-инжиниринга к задачам государственного управления

Страница
2

Соответственно, существенно различаются и «бизнес»-процессы. При взаимодействии с бизнесом заказчик чаще всего имеет единственную точку контакта, а все проблемы, связанные с его обслуживанием, решаются внутри бизнеса в соответствии с внутренними бизнес-процедурами. Во взаимоотношениях граждан и компаний с государством обычно все происходит наоборот — имеется множество точек контактов, а выполнение соответствующей установленной государством процедуры является обязанностью «заказчика» (все знают, сколько нужно собрать различных справок и документов и перенести их из одной организации в другую для выполнения, вообще говоря, простейших транзакций — оформления прав собственности, той или иной регистрации и т.д.). Из этого следует важный тезис — для реализации электронного правительства необходим переход от ведомственной ориентации деятельности государства к ориентации на нужды и задачи граждан (Рис 1. Место концепции и Рис 2. Модель деятельности органа власти).

Это проблема, которая сейчас встает перед всеми странами, внедряющими у себя системы электронного правительства, и она неизбежным образом встанет и в России при реализации программы «Электронная Россия».

Бессмысленно и даже опасно автоматизировать существующие неэффективные и неориентированные на клиента процедуры. При внедрении системы электронного правительства государству придется изменять свои бизнес-процессы.

Вот такую системную модель государственного устройства «как должно быть» (Pис. 3) начертили участники одного из открытых общественных обсуждений административной реформы.

Если рассмотреть ее с целью конструктивно обсудить работу системы государственного управления, обнаруживается интересная вещь — обсуждать пока нечего. Многих элементов системы у нас попросту нет. По крайней мере, в том виде, в котором они могут быть соединены в работающий механизм. Недостающие части надо создавать, причем создавать системно, заранее имея в виду наличие других компонент и связи, которые будут налажены между ними. То есть необходимо провести не просто оптимизацию, а самый настоящий реинжиниринг государственного управления.

Напомним, что реинжиниринг — это « фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов с тем, чтобы резко, скачкообразно улучшить решающие показатели деятельности компании, такие как стоимость, качество, обслуживание и темпы». Именно фундаментальное и радикальное. При этом в компании фактически начинается новая жизнь. Меняется организационная структура, пересматриваются функции, заново определяется содержание деятельности, и выстраиваются бизнес-процессы. Все это в современном мире происходит с ориентацией на потребности клиента и использованием новых информационных технологий.

Сегодня вместо клиентской ориентации для бизнес-процессов государства (т.е. процессов предоставления услуг государственными органами) характерна ведомственная ориентация на всех уровнях. Есть ведомственные базы данных в виде традиционных бумажных архивов или в электронной форме, но нет ни стандартизации форматов, ни обмена информацией между ведомствами.

Типичным является относительно высокий уровень регламентации процессов внутри ведомств при одновременно низком уровне регламентации межведомственного взаимодействия, где слабо определена ответственность и контроль сроков исполнения. То есть надо перестраивать и автоматизировать деятельность государственных учреждений на принципах процессного подхода, для чего нужно воспользоваться опытом оптимизации бизнес-систем.

В ходе совместного проекта ВШЭ-БИГ был проведен выборочный анализ имеющихся в государственных учреждениях России систем моделирования бизнес-процессов и практики их применения для описания административных процессов.

Моделирование процессов или моделирование организации?

В ходе работ по проекту поэтапного создания «электронного правительства» России у специалистов возник тот же методологический вопрос, по которому последние годы идет размежевание среди производителей программных средств для описания бизнес-деятельности: выполнять моделирование процессов или моделирование организации?

Краеугольным камнем описания деятельности организации является используемая при этом методология. Она включает в себя набор правил, касающихся создания целостной модели и включающих в себя описание уровней абстракции, источников и методов сбора информации для построения отдельных диаграмм, и т.д. Нотация же затрагивает преимущественно вопросы отображения отдельных диаграмм, а не модели в целом. Именно четкость и ясность выбранной методологии во многом обуславливает успешное завершений проекта и достижение поставленных целей.

Главное, что должна обеспечить методология, это:

наличие четких сведений об уровнях абстракции, используемых при создании модели и их основных пользователях;

для каждого из уровней абстракции должен быть набор правил, определяющих, процессы и организационные единицы какого типа должны присутствовать на каждом из уровней абстракции ( и какого — не должны);

раскрытие вопросов, связанных с декомпозицией объектов (процессов, организационных единиц) и распределением уровней ответственности за каждый из уровней;

ответ на вопрос касательно основных взглядов, используемых при описании;

для каждой из диаграмм должен быть набор инструкций, описывающих не только правила ее создания, но и методы сбора данных, необходимых для построения диаграммы, взаимосвязь ее с другими диаграммами.

Методология должна обладать понятной структурой, обеспечивать связь между слоями, поскольку создаваемая модель должна быть структурированной, строгой и целостной.

После всесторонних и открытых обсуждений специалистов для описания процессов в органах управления государством как рабочий вариант, то, что в парламентской практике называется «в первом чтении» или «за основу», была принята методология моделирования, которая представлена в данной статье. Причем, в качестве альтернативы известной методологии Casewise Framework, основанной на модели профессора Захмана.

По этой методологии уже выполнены пилотные проекты — описано предоставление нескольких государственных услуг, предполагаются проекты по созданию полных моделей ряда государственных организаций и рамочной модели государственного управления в целом. По итогам пилотных проектов планируется доработать методологию и представить ее в установленном порядке на утверждение как российский государственный стандарт формального представления процессов государственного управления.

Электронные административные регламенты

Суть перехода к электронным административным регламентам состоит в точном описании целей и задач государственных органов, состава предоставляемых услуг, функций и процессов обеспечения предоставления этих услуг.

Модели процессов задают стандарты услуг и нормативы обслуживания клиентов. Соответствие им — показатель правильного функционирования (некоторые консультанты считают наличие стандартов даже более важным для сервисной фирмы, чем, скажем, мотивацию персонала). Регламент выполнения процесса (документированная процедура) предписывает, что конкретно требуется от каждого сотрудника или ведомства, с очень жесткими сроками и в увязке с другими исполнителями.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту