рефераты по менеджменту

Управление затратами на основе управленческого учета

Страница
2

Таблица 2. Сравнительная оценка устранимых и неустранимых расходов.

№ п/п

Наименование

Расчет результатов возможных управленческих решений

отказа от заказа, тыс. руб.

приемки заказа, тыс. руб.

1

Поступления

0

250

2

Строительные материалы

100

100

3

Расходы на ремонтные работы

0

200

4

Превышение затрат (стр. 1 - стр. 2 - стр. 3)

-100

-50

Прямой счет показывает, что общие издержки по выполнению такого заказа, учитывая расходы на материалы и затраты на ремонт, составят 300 тыс. руб. Однако такой расчет некорректен, так как 100 тыс. руб. на приобретенные материалы уже понесены и останутся неизменными независимо от принятия заказа или отказа от него. Поэтому эти материальные издержки являются неизбежными (нерелевантными) в отношении рассматриваемого управленческого решения. С другой стороны, если заказ принимается, то общие затраты фирмы по ремонту увеличатся лишь на 200 тыс. руб., которые и будут представлять релевантные расходы будущего периода. Сопоставление поступлений в 250 тыс. руб. с указанными релевантными затратами свидетельствует о целесообразности выполнения заказа на ремонт с учетом отсутствия возможности более выгодного применения имеющихся материалов с точки зрения получения доходов.

Таким образом, при положительном решении по заявке компания улучшит свое финансовое положение за счет снижения издержек на 50 тыс. руб. Другими словами, описанный метод релевантных затрат позволяет принять управленческое решение с точки зрения возможного выигрыша по сравнению с текущим состоянием. В нашем случае значим объем выручки от ремонта, поскольку будущие поступления изменяются в зависимости от принятого варианта.

На основе изложенного подхода к структуризации затрат можно сформулировать важный принцип принятия решений: в краткосрочном периоде не все расходы значимы с точки зрения возможного управленческого воздействия. В соответствии с этим принципом следует принимать те решения, которые позволяют получать доходы, превосходящие устранимые затраты.

В дополнение к этому выделяют невозвратные издержки, к которым относят затраты на уже приобретенные ресурсы, причем общее количество затрат не зависит от выбора между различными вариантами их дальнейшего применения. Они представляют собой расходы, понесенные в результате принятых в прошлом решений, и не могут быть изменены в будущем. Например, если инженерное оборудование было куплено четыре года назад за 10 млн. руб. с ожидаемым сроком службы в пять лет, то на текущий момент при линейной модели износа его остаточная стоимость равна 2 млн. руб. Полученная величина будет списана независимо от возможных альтернативных действий — как при утилизации оборудования, так и при дальнейшем его использовании для производственно-эксплуатационных целей.

Альтернативные (вмененные) затраты — средства, измеряющие возможность, которая не использована или от которой отказались при выборе одного из нескольких вариантов управленческих решений. Отметим, что такие расходы не могут быть учтены обычным способом с помощью традиционной бухгалтерской системы. Это обусловлено тем, что в бухгалтерском учете фиксируются затраты, основанные на прошлых платежах или обязательствах оплаты в будущем. Вместе с тем для принятия решений необходимо дополнительно учитывать альтернативные затраты, которые не предусматривают возникновения денежных потоков.

Альтернативные издержки очень важны при принятии управленческих решений в отношении распределения дефицитных ресурсов. В частности, когда ресурсы не являются редкими, то отсутствует необходимость их выделения только для какого-то варианта. Для примера рассмотрим ситуацию, когда к девелоперу поступает заявка на аренду помещений в полностью арендованном офисном комплексе (табл. 3).

Таблица 3. Оценка альтернативных затрат в аренде недвижимости.

№ п/п

Наименование показателя

1-й вариант

2-й вариант

1

Заполняемость арендных площадей, %

100

90

2

Объем заявленных новым клиентом помещений, % от общей площади здания

10

10

3

Дополнительный прирост расходов на нового клиента, тыс. руб / год

2000

 

4

Снижение выручки от текущих арендаторов, тыс. руб / год

8000

-

5

Безубыточная цена договора аренды с новым клиентом, тыс. руб / год

10000

2000

Предположим, что годовые эксплуатационные и управленческие затраты из-за нового арендатора увеличатся на 2 млн. руб., а отселение текущих арендаторов с запрошенных им площадей приведет к снижению дохода на 8 млн. руб. Соответственно, цена нового контракта должна быть достаточной для покрытия как явных дополнительных расходов, так и альтернативных издержек, связанных с недополученной выручкой.

С другой стороны, если в нашем случае есть свободные помещения в требуемом клиентом объеме, т.е. в пределах остатка потенциальной мощности,то заключение договора не приведет к отселению имеющихся клиентов. Следовательно, снижения поступлений от услуг аренды не будет, а альтернативные издержки будут нулевыми.

Полностью методы учета затрат и расходов изучаются в курсе "Управленческий учет". Модели калькулирования и практические ситуации по внутрифирменному планированию рассматриваются в курсе "Контроллинг". Оба эти курса вы можете изучить при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себя месте, времени и темпе, сочетая обучение с профессиональной деятельностью. Приступить к обучению можно в этот же день, не дожидаясь формального зачисления платежа.

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту