рефераты по менеджменту

Активизация управленческого мышления

Страница
2

Характер социально-значимой деятельности требует гарантированности успешной реализации управленческой функции. Управленец должен владеть средствами мыслительной работы (понятиями и категориями), уметь сопоставлять теоретические представления с наблюдениями за реальной практикой деятельности, выявлять расхождения, на основе выявленных расхождений принимать ответственные решения.

Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к деятелю входящему в эту деятельность определенный набор требований. Если деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессиональным управленцем. Понятно, что степень соответствия деятеля, предъявленным ему требованиям, может быть разная. Тогда качественно определенные степени соответствия деятеля требованиям профессиональной деятельности будем называть уровнями профессионализма деятеля. Каждый уровень должен иметь такую степень качественной определенности, которая бы позволяла бы легко отличать один уровень от другого. Характеристики уровня должны быть универсальны для любой деятельности данного типа. Ведь если мы говорим об уровнях профессиональной управленческой деятельности, то данные характеристики уровня должны позволить выделить этот уровень в любой профессиональной управленческой деятельности, к какой бы сфере деятельности это не относилось.

В качестве основных уровней профессионализма выделяются два: уровень решения управленческих задач и уровень решения управленческих проблем, которые разбиваются на несколько подуровней. Переход с одного уровня на другой однозначно определяется степенью владения рефлексивной культурой, или системой норм, созданных на основе интеллектуальных ценностных критериев.

Управленческая задача состоит в наличии управленческого решения и необходимости его выполнения, т.е. в случае возникновения затруднения в исполнительской деятельности управленец имеет представление о том, что и как нужно сделать, чтобы вывести деятельность из затруднения. Причем, если готового решения нет, но управленец знает, что нужно сделать чтобы его сформулировать, и может это сделать – это более сложный, но тоже задачный уровень.

Управленческая проблема будет состоять в отсутствии готового управленческого решения, в отсутствии представления о том, как надо выходить из сложившейся ситуации. Умение поставить, а затем и решить управленческую проблему характеризует управленца более высокого уровня профессионализма.

Очевидно, что уровень решения управленческих проблем базируется на способностях решать управленческие задачи. Определенный уровень профессиональной управленческой деятельности может быть охарактеризован как требованиями, предъявляемыми к самой управленческой деятельности (например, наличие средств управленческой деятельности этого уровня, наличие технологий принятия управленческих решений на этом уровне и т.п.), так и требованиями, которые предъявляются к профессионалу-управленцу этого уровня.

К настоящему времени возникла возможность актуализации накопленного потенциала применительно подготовке макроуправленцев нового типа, максимально опирающихся на базовые критерии культуры мышления, взаимодействия, рефлексии, сплочения и др. Использование методологических критериев и «техник» позволяет придать новую глубину в акмеологических разработках, обращенных к росту профессионализма, к достижению максимальной результативности, к формированию профессиональных элит, как «моторов» развития профессиональных сообществ. Систематическое использование результатов современной науки и культуры, в особенности, методологических и акмеологических разработок позволяет поставить проблему и успешно ее решать в области профессионализации подготовки стратегов.

В настоящее время преобладает эмпиризм, произвольность, субъективизм, в оценивающих процедурах применительно профессиональной деятельности управленцев, особенно - стратегических управленцев. Накопленные стереотипы не раскрыты с точки зрения как научных, так и культурно мыслительных и иных культуро-ориентированных критериев. Поэтому потенциал реальных макроуправленцев и стратегов не может быть организованно сформирован в образовательных системах в рамках претензий…элитарного типа. Преодоление эмпиризма, формализма, количественности роста профессионализма стратегических управленцев преодоление мифа о «профессиональности» деятельности управленцев, сложившегося в развитых странах возможно лишь при активном и адекватном использовании методологических средств и методов. В частности, базисным условием прихода к профессиональному мышлению стратегов является полное овладение «языком теории деятельности и мышления», разработанном и совершенствуемым в методологии (см. наш Методологический словарь - первый - в мировой практике).

Россия стоит перед выбором дальнейшего пути и перед выбором стратегической перспективы, соответствующей миссии России и ее истории, инерции и развитии творческого и иного потенциала. Для того, чтобы не только устоять в условиях многостороннего давления, вытеснения на роль второстепенной «псевдодержавы», сдвига к распаду России, но и обрести все признаки лидера цивилизационного процесса, необходимо отказаться от среднемощных подходов, сложившихся в развитых странах применительно к обустраиванию страны и ее управленческого механизма. Мы считаем, что методологизация управленческой деятельности, управленческого мышления, прежде всего - стратегического, профессионализация стратегического мышления в управленческих иерархиях, следование критериям акмеологии предстает реальной альтернативой не вечного движения вслед за лидерами мирового сообщества, а быстрого их «обгона», приобретения статуса - лидера в управленческой практике, что неизбежно обеспечивает раскрытие возможностей России и близких ее соседей.

Для реализации самой идеи использования самых перспективных средств роста профессионализма и создание наиболее совершенного в мире корпуса стратегов, стратегических управленцев требуется выделить сверх инновационный подход и образовательная парадигма, в основе которой лежат ценности любви к истине, духовное отношение ко всему, рассмотрение культуры как предметной опоры в постановке и решении наиболее трудных проблем неэгоцентрический патриотизм, стремление к высшим достижениям, ответственность перед профессией, страной, духовностью, цивилизацией.

Управление – это особое проявление сознания, воли и устремлений людей, выражающееся в создании соответствующего социального института – системно организованной совокупности человеческих знаний, поведения, социальных практик и деятельности. Управление как вид социальной практики существует с тех пор, как возникла необходимость в совместной и целенаправленной деятельности людей.

Осознание феномена социального управления началось с признания института власти, точнее божественной власти. Затем стали возникать и осознаваться другие проявления социального управления. Если раньше человек подчинялся лишь своим инстинктам, то со временем он все больше испытывал влияние своеобразной управляющей силы, становился социально организованным, а значит, возникала возможность подчинить общим правилам поведения (управлять) все большее количество людей. Эта возможность становилась реальностью благодаря формированию все более и более сложных социальных механизмов управления.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту