рефераты по менеджменту

Анализ проекта по созданию автоматизированных рабочих мест технологов в цехе главной сборки Ракетно-космической корпорации "Энергия" им. С.П. Королева

Страница
3

На базе корабля «Восток» был создан автоматический спутник-разведчик «Зенит-2». В1961-1964 годах завод изготовил 15 кораблей «Зенит-2».

На смену кораблям «Восток» и «Восход» пришел космический корабль «Союз» (11Ф615). Вначале (1960) он предназначался для облета Луны, а позже (1965) — для доставки и возвращения экипажей с орбитальных станций. Пуск первого корабля «Союз» в беспилотном варианте состоялся в ноябре 1966 года.

В состав комплекса входили ракета-носитель тяжелого класса Н-1 (изготовитель — завод «Прогресс») и лунная система ЛЗ (изготовитель — ЗЭМ) для полета двух космонавтов к Луне, высадки на ее поверхность одного человека и возвращения экипажа на Землю. Основным элементом лунной программы являлась тяжелая ракета-носитель Н-1. К изготовлению трехступенчатой ракеты завод приступил в конце 1960 года. Новое изделие потребовало новых площадей, подготовки производства, создания уникального оборудования и оснащения, а также решения сложных технологических проблем. Но после трех неудачных пусков из-за аварий на первой ступени дальнейшие испытания и изготовление РН были прекращены.

Большое значение для развития космонавтики имело решение о создании долговременных орбитальных станций серии «Салют». Первая орбитальная станция имела внушительные размеры: диаметр — свыше 4 м, длину — 15 м и массу — около 20 т. Ее создавали в кооперации с заводом им. М.В. Хруничева. ЗИХ изготавливал корпус и выполнял сборку станции, а ЗЭМ — поставлял необходимые комплектующие, элементы системы жизнеобеспечения, управления, арматуру, приборы и кабели, проводил электрические испытания станции в КИС. Станция и корабль «Союз» оснащались стыковочными агрегатами, обеспечивающими внутренний переход из корабля на станцию. В апреле 1971 года первая долговременная станция «Салют» вышла на орбиту.

Специально разработанные сильфонные баки обеспечили автоматическую дозаправку станции в космосе топливом и водой с помощью грузового корабля «Прогресс», изготовленного в 1975 году. В январе 1978 года первый корабль 7К-ТГ состыковался со станцией «Салют-6».

В рамках международной программы «Союз-Аполлон» для корабля «Союз» был разработан андрогинный стыковочный узел. Успешная стыковка «Союза» с американским кораблем «Аполлон» произошла 17 июля 1975 года.

Одновременно с производством кораблей «Союз» (11Ф615) создавалась новая модификация — корабль «Союз-Т» (11Ф732). В июне 1980 года первый корабль этой серии с космонавтами Ю.В. Малышевым и В.В. Аксеновым выполнил стыковку со станцией «Салют~6». Корабли «Союз» и «Прогресс» уже несколько десятилетий остаются основной продукцией Завода экспериментального машиностроения.

В 1978 году директором ЗЭМ назначили А.А. Борисенко, главным инженером — И.Б. Хазанова, замдиректора по производству — А.П. Собко.

На смену «Салютам» пришла постоянно действующая станция нового поколения — «Мир», а позже МКС. Эти станции делали в той же кооперации с ЗИХом и КБ «Салют». Базовый блок станции «Мир» вышел на околоземную орбиту в феврале 1986 года. Уникальный пилотируемый орбитальный комплекс проработал в космосе 15 лет, что стало одним из самых больших достижений космонавтики XX века. Строительство Международной космической станции началось в ноябре 1996 года с выведения энергетического модуля «Заря».

Огромная заслуга в осуществлении пилотируемых программ в Советском Союзе принадлежит министру общего машиностроения С.А. Афанасьеву.

В этой одной из самых сложных и масштабных программ принимали участие более 1200 предприятий СССР. Она потребовала серьезной реконструкции цехов и строительства новых объектов, подготовки производства, организации новых участков, приобретения и изготовления нового нестандартного оборудования, технологической оснастки и инструмента, как на самом ЗЭМе, так и на техническом комплексе космодрома.

ЗЭМ изготавливал объединенную двигательную установку орбитального корабля, состоящую из 46 двигателей многократного запуска, систему электропитания, выполнял сборку и испытания «Бурана» (Рис. 1). Здесь также делали носовую часть РН «Энергия» с титановым конусом, хвостовой отсек и обтекатели блоков А, проводили окончательную сборку и испытания блоков на Байконуре.

С развалом СССР и переходом на рыночные отношения для завода, так же как и для всех предприятий отрасли, наступили нелегкие времена. Пришлось искать потребителей высокотехнологичной продукции в других местах. Организовали сначала цех, а потом Центр по производству протезно-ортопедических изделий. Потом наладили выпуск товаров народного потребления. Закрытое прежде предприятие стало активно искать партнеров не только в стране, но и за рубежом.

В начале 90-х началась разработка проекта по запуску космических аппаратов на орбиту ИСЗ с экватора. В мае 1995 года было подписано соглашение о создании совместного предприятия «Морской старт» («Си лонч»), в котором приняли участие Россия, США, Украина, Канада и Норвегия. В состав комплекса входят сборочно-испытательное судно, стартовая платформа «Одиссей» и ракета космического назначения (РН «Зенит», разгонный блок ДМ и спутники). Сборка ракеты и комплексные испытания ракеты, а также заправка разгонного блока производятся на сборочном судне. Самоходная платформа типа катамаран является плавучим стартовым комплексом. 28 марта 1999 года состоялся первый демонстрационный пуск ракеты.

В 1999 году был запущен космический аппарат нового поколения «Ямал-100», сделанный по заказу Газпрома. Он предназначен для фиксированной спутниковой связи и вещания.

Данный класс спутников по своим характеристикам является конкурентоспособным на коммерческом рынке. Гарантийный срок эксплуатации данного аппарата — не менее 10 лет. 24 ноября 2003 года РН «Протон» вывела спутники связи «Ямал-200» на расчетную орбиту. Сразу после этого начались работы над «Ямалом-200». Сейчас на заводе создается спутник «Ямал-300».

Основные этапы развития корпорации

Основные этапы развития РКК «Энергия» определил Президент Корпорации Виталий Александрович Лопота:

«После прекращения в 2010 году полетов "шаттлов" доставка экипажей на МКС, включая американских астронавтов, может осуществляться только с использованием наших кораблей "Союз ТМА". Это сохранится до ввода в эксплуатацию нового пилотируемого американского корабля "Орион", что произойдет, как ожидается, не ранее 2016г.

В соответствии с действующими планами и контрактами, в два раза, с двух до четырех в год, увеличивается количество запусков кораблей "Союз ТМА" в 2009-м, 2010-м и 2011-м годах.

НАСА в настоящее время не заказало услуги кораблей "Союз" и "Прогресс" после 2011 года. В крайнем случае, США могут обратиться к России в 2009 году по заказу космических услуг на 2012 год. Когда новый контракт будет заключен, можно будет говорить о дополнительной нагрузке на российские корабли.

Производственные возможности отрасли, задействованные в изготовлении и обеспечении запусков кораблей "Прогресс" и "Союз", в том числе и по используемым ракетам-носителям, учтены в планах и выделяемых ресурсах. Выполнение обязательств России по программе МКС гарантировано на правительственном уровне.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту