рефераты по менеджменту

Большой треугольник менеджмента

Страница
1

Большой треугольник менеджмента

Каким образом можно стать искусным менеджером? Между профессионалом и дилетантом не существует пропасти или стены из кирпича и бетона. Эта граница условна, подвижна, изменчива. Сегодня вы можете быть любителем, а завтра — получить престижное и доходное место в известной фирме. Или наоборот: вас могут уволить из организации или разжаловать, переведя из лиги профессионалов в разряд любителей.

Что нужно иметь в виду, чтобы такого не произошло? Что следует предпринимать для неуклонного роста курсовой стоимости своих акций в глазах работодателя? Каковы главные средства защиты от угрозы оказаться вне игры, потерять «хорошую» (интересную, перспективную, высокооплачиваемую) работу?

Попытаемся ответить на эти далеко не праздные вопросы.

Исходными слагаемыми успешной деятельности менеджера, на наш взгляд, выступает триада «Профессионализм — Деньги — Связи», которую мы предлагаем называть большим треугольником менеджмента, или сокращенно «БТМ». Этот треугольник менеджмента является правильным (равносторонним) лишь условно, в идеале. Для конкретных индивидов и конкретных ситуаций эти фигуры будут неправильными: остроугольными, прямоугольными, тупоугольными (показаны пунктиром). Иначе говоря, слабость одного или двух элементов триады (например, нехватка денег и/или связей) может и должна компенсироваться силой остальных составляющих (например, профессионализмом). В том, что именно эти три элемента являются определяющими в жизни современного человека можно убедиться посмотрев и оценив результаты социологического опроса, проведенного сотрудниками всероссийского Центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в 2006 г. На вопрос «Что, на ваш взгляд, нужно сегодня человеку, чтобы оказаться в элите российского общества?» были получены следующие данные (возможны несколько вариантов ответа, %):

Деньги — 75

Связи во властных структурах — 56

Талант, предприимчивость — 20

Контакты в предпринимательских кругах — 18

Поддержка влиятельных групп на Западе — 9

«Раскрутка» в средствах массовой информации — 13

Поддержка со стороны политических партий — 9

Поддержка со стороны силовых структур — 9

Поддержка со стороны криминальных структур — 11.

Рискнем «переместить» талант, предприимчивость, профессионализм с третьего места на первое. Ведь это — реальный шанс (и, быть может, единственный) для всех тех, у кого недостаточное количество денег и связей. А таких людей в России, как и в других государствах, большинство.

Профессионализм — это совокупность знаний, умений и навыков (привычек, автоматических действий) в какой-либо области жизнедеятельности человека и общества. Появление на свет ребенка и весь долгий процесс формирования личности предполагают выявление и культивирование таких качеств, благодаря которым он или она могут стать более заметными, отличающимися от других людей и превосходящими их.

Ранняя диагностика, идентификация и последующее развитие уникальных способностей индивида, — таков магистральный путь подготовки специалистов-управленцев экстра-класса.

Деньги имеют огромное значение в жизни современного человека. Эра псевдосоциализма, чьи знамена и лозунги эпатировали и вдохновляли людей, затуманивая их сознание, сменилась новыми отношениями — рыночными. Поэтическая строка революционного гимна «Интернационал» о том, что кто был никем, тот станет всем, — безнадежно устарела. Полагаем, такой человек и будет никем. Конечно, один-два шанса есть и у бедняка, но для их реализации ему придется крепко попотеть.

Нельзя однозначно сказать, что деньги — это универсальное средство добиться всего, чего хочешь в жизни. При неосторожном или, наоборот, чересчур осторожном обращении с ними даже огромное состояние можно потерять в миг или растратить постепенно. Но ясно и то, что в рыночных условиях товары и услуги (например, образовательные) среднего и высокого качества стоят недешево. У всех ли граждан достаточно средств, чтобы позволить себе жить хотя бы на среднем уровне? Массированная атака СМИ на определенную категорию россиян, чьи доходы весьма скромны, нацеливают юных россиян на легкую и беззаботную жизнь. Чего стоит, к примеру, рекламный ролик, изображающий некоего «работника», который запечатлел на камеру мобильного телефона «Samsung» интересную картинку, а за это (!) потрясенный увиденным фото «начальник» назначил его на вышестоящую должность в организации.

Большинству из нас самое время сменить жизненную стратегию, противопоставив флегматичному созерцанию открытый и энергичный прагматизм. События последнего времени (например, тысячи американцев, ставшие жертвами урагана «Катрина» в Новом Орлеане в августе-сентябре 2005 г.) наглядно демонстрируют, что быть бедным и оставаться здоровым получается далеко не всегда и не у всех. Торопитесь, еще многое можно успеть. С другой стороны, все идет своим чередом. Есть так, как есть. Чем больше в нашем (или другом) отечестве будет недалеких, глупых и самонадеянных граждан, тем проще ими будет управлять менеджерам-профессионалам.

Связи — это отношения между людьми. Менеджеру они нужны, как воздух: длительные и мимолетные, солидные и поверхностные, меркантильные и благотворительные, внутриорганизационные и внешние, национальные и международные .

Порой у нас слышны категоричные суждения о том, что «своих» (родственников, знакомых, близких) в организацию лучше не брать. Вспоминаю, как один студент-предприниматель отстаивал данную точку зрения, ссылаясь на личный опыт. Когда он по просьбе родственницы принял на работу в свой магазин двух ее дочерей, поначалу все шло хорошо. Но через пару месяцев юные продавцы стали относиться к работе все хуже и хуже. Вскоре обнаружилась недостача. Тогда хозяин, не желая заниматься воспитанием своих подопечных, нашел, как ему показалось, удачный выход из неприятной ситуации. Чтобы не портить отношения с тетей, он предложил им сохранить зарплату в обмен на обязательство . не ходить на работу и держать язык за зубами. Самое парадоксальное, что горе-продавцы не согласились! Обеим нравилась работа, он же хотел иметь в магазине не манекенов, а квалифицированных работниц. В результате ему пришлось-таки уволить несостоявшихся молодых специалистов.

Почему эти и подобные ситуации возникают довольно часто? Так происходит потому, что связи родственные вступают в противоречие с законами и этикой бизнеса. Если кто-либо занимает должность руководителя и принимает в организацию не лучших из лучших, хотя и «чужих», а «своих», резонно спросить: «А кто же будет работать?». Не следует увлекаться и отдавать предпочтение «своим» (родственникам, единомышленникам, однокашникам). Если работающих в полсилы, но получающих зарплату сполна, наравне с остальными, такая организация труда будет устраивать, то работающих за себя и за того парня — вряд ли.

Проблема «свой — чужой» решается элементарно: нужно стараться быть справедливым, предъявляя всем работникам стандартные требования. Полностью избавиться от субъективности никому не удастся, но стремиться к тому, чтобы спрашивать со «своих», как с «чужих», важно и необходимо.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту