рефераты по менеджменту

Строительство основ личной власти

Страница
2

принудительная — способность удерживать вознаграждения или наказывать людей (к примеру, понижение подчиненного в должности или отказ в желаемом продвижении по службе). Даже угроза наказания может быть достаточной для контроля над поведением других людей.

По мере перехода от менеджмента, основанного на командно-контрольном принципе, к проектно-командным методам организации работ, базы власти положения постепенно утрачивают свое значение, а роль власти харизматических личностей, наоборот, становится ведущей.

Власть личности (харизматическая). Власть личности не связана с положением, занимаемым вами в организации; эта власть свойственна вам как индивидууму и возникает благодаря вашим личным чертам характера. Две основные базы власти личности:

власть интеллекта мыслителя-эксперта — власть, возникающая у вас в результате приобретенных знаний и навыков, которые многими востребованы, в том числе другими влиятельными лицами. Эксперты обычно обладают значительной властью внутри организации;

власть души человека-духовника можно считать показателем вашей личной привлекательности. Чем более общение с вами полезно и приятно окружающим, тем большей властью вы обладаете. Если люди любят и уважают вас, они скорее сделают то, что вы хотите.

Власть харизматическая подобна «празднику, который всегда с тобой» и является неотъемлемой частью конкретной личности, а не организации, где этот человек работает.

Ваша способность успешно управлять является результатом сочетания административной и харизматической составляющих. Однако пропорция в каждом случае может быть разной. С одной стороны, вы должны обладать формальной властью, чтобы вас воспринимали как лицо, наделенное властью. Но, с другой стороны, не менее важно, чтобы вы воспринимались как личность, обладающая достойной мощью интеллекта и духа, необходимых для выполнения лидерско-менеджерских функций.

В быстро изменяющемся современном бизнесе при прочих равных условиях стабильный успех практически невозможен, если вы занимаете некую формальную должность, но не обладаете достаточным потенциалом, чтобы квалифицированные сотрудники работали под вашим руководством.

Чтобы стать успешным менеджером, вы должны реально оценивать как собственную базу власти, так и базу власти других людей, понимать, кто и в каких масштабах ей обладает, кому и в чем ее не хватает. Иногда проблемы, связанные с властью, проявляются самыми различными симптомами:

отсутствие делегирования ответственности;

постоянный контроль над подчиненными;

неуверенность в себе;

недостаточное доверие к окружающим;

ревностная защита своей «территории».

Можно сформулировать несколько полезных принципов, которые позволят вам расширить ваше влияние и увеличить возможности:

расширяйте сеть своих контактов;

устанавливайте связи (связь = контакт + атмосфера взаимного доверия и сотрудничества);

знакомьтесь с компетентными и успешными людьми;

занимайтесь актуальными и важными проблемами (но: «Не трогай проблему, пока проблема не трогает тебя»);

оказывайте услуги (мир живет принципом: ты — мне, я — тебе);

цените оказываемые вам услуги;

приглашайте консультантов и работайте с ними для продвижения нужных вам идей.

Переход на управленческую должность и наделение властью сотрудников

Еще совсем недавно на Западе большинство организаций строились по традиционному принципу «пирамид», когда власть сосредоточивалась «наверху», у высшего менеджмента. В настоящее время наметилась тенденция более равномерного распределения влияния по организации в результате наделения сотрудников властью. Для России это пока мало распространенное явление, но если ваш бизнес и сотрудники достигли определенной степени развития, то вы можете попытаться передать часть своих полномочий своим подчиненным. Поначалу это может показаться сложным, но попробовать стоит — весьма вероятно, что в долгосрочном плане вы выиграете.

Элементом наделения сотрудников властью является разделение с ними информации, чтобы они могли принимать более обоснованные решения. Кроме того, вы можете более эффективно наращивать ту часть вашей базы, которая основана на власти эксперта-мыслителя, в ситуации, когда сотрудники тоже наделены какой-то властью.

В недалеком прошлом многие люди полагали, что в организации имеется ограниченный объем власти, и каждый стремился захватить больший ее «кусок». Сейчас взгляды постепенно меняются: задача сводится к тому, чтобы увеличить объем власти, тогда каждый сотрудник «автоматически» получит больше полномочий.

Меняется и восприятие власти — к ней стремятся с целью не просто обладать ею, а использовать возможности, предоставляемые широкими полномочиями. Однако подобные методы менеджмента требуют очень развитой корпоративной культуры. Поэтому для абсолютного большинства отечественных организаций это пока вопрос будущего.

Проблемы выбора методов менеджмента становятся особенно актуальными для вас при переходе на управленческую должность. Для начала попробуйте соблюдать несколько простых принципов:

помните, что ваши подчиненные — не ваши друзья; вы можете проявлять дружелюбие, но вам нужно вжиться в новую «властную» роль;

выделите время на знакомство с сотрудниками;

не меняйте все сразу. Подключайте к обсуждению изменений сотрудников, которые ощутят на себе их воздействие;

признавайте важность лиц, занимающих равное вам положение, и развивайте отношения с ними;

просите о помощи: вы не можете и не должны выполнять всю работу самостоятельно;

не забывайте о своих ощущениях, когда вы были рядовым сотрудником;

если вас выдвинули на управленческую должность в рамках компании, помните, что вам придется разрушить свой «образ», который сложился в глазах сотрудников;

«умный уличный лейтенант делает часть грязной работы сам, убедившись, что его солдаты знают об этом».

Прежде всего оставайтесь собой и определите способы максимальной самореализации. А для построения стабильной базы власти необходимо постоянно совершенствовать свои знания и навыки. С одной стороны, существует ряд относительно простых принципов, позволяющих постоянно расширять свое влияние:

приобретайте специализированные знания, которыми мало кто обладает и которые важны для деятельности организации;

создавайте себе хорошую, позитивную репутацию;

добивайтесь доверия к себе внутри и за пределами организации;

образуйте политические альянсы;

получите доступ к ключевым ресурсам, чтобы контролировать потребности других (на такой основе большую власть могут приобрести административно-хозяйственные службы в стагнирующих организациях);

расширяйте кругозор и видение перспектив развития вашего бизнеса;

усиливайте важность вашего подразделения;

делитесь властью, когда вы ее приобретете;

добровольно соглашайтесь поработать в комитетах или специальных проектах;

используйте возможности тренинга в вашей организации;

постоянно обновляйте свои технические навыки.

С другой стороны,

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту