рефераты по менеджменту

Анализ инвестиционной деятельности Дальневосточного региона

Страница
3

Инвестиционная политика правителтства хабаровского края.

Хабаровский край является одной из наиболее динамично развивающихся территорий Российской Федерации.

За последние пять лет темпы роста экономики края по основным макроэкономическим показателям значительно превышают среднероссийские, а также сложившиеся средние темпы по Дальневосточному региону.

Валовой региональный продукт края в 2003 году (по оценке) увеличился по сравнению с 1998 годом на 50, 1 % (ВВП России – на 35%), объем промышленного производства вырос на 73,9 % (по России – на 44,8%, по Дальневосточному региону – на 19,1 %). За этот период добыча угля увеличилась в 1,9 раза, добыча золота – в 3,2 раза, существенно превысив достигнутый дореформенный уровень. За пятилетие объемы вывозки древесины возросли в 2,3 раза, выпуск машиностроительной продукции увеличился более чем в 2,6 раза.

В основе этого роста лежит кропотливая работа многих коллективов края, в том числе и Правительства края, направленная на привлечение инвестиционных ресурсов структурной и модернизации экономики. Основополагающей задачей Правительства Хабаровского края по развитию инвестиционных процессов на территории края является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций. В рамках реализации поставленной задачи за последние годы Правительством края проведено не мало работы в этом направлении. В основу развития инвестиционных процессов была положена Программа структурной перестройки экономики края и принятая 1998 году «Инвестиционная программа Хабаровского края на 1998-2005 гг.». В июне 2003 года на расширенном заседании Правительства Хабаровского края приняты «Основные направления инвестиционной политики Правительства Хабаровского края на 2003-2006 гг. и до 2010 года», включающие комплекс мероприятий направленных на сохранения положительных тенденций, решение задач привлечения в край инвестиционных ресурсов, повышения их эффективности, в целях создания в крае высокоэффективной экономической базы и развитой социальной сферы, обеспечивающей высокий уровень жизни и закрепления в крае экономически активного населения. Сегодня, согласно комплексной оценки инвестиционного потенциала и рисков, проведенной Рейтинговым агентством «Эксперт РА», Хабаровский край имеет достаточно высокий уровень привлекательности по инвестиционному климату среди субъектов Российской Федерации и занимает лидирующее положение среди субъектов Дальневосточного Федерального округа. В качестве основных составляющих инвестиционной привлекательности регионов России приняты 2 характеристики: инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

По инвестиционному потенциалу Хабаровский край в 2003 году по сравнению с 1998 годом передвинулся с 29 на 22 место. Качественные изменения произошли по трудовому, потребительскому, инфраструктурному, инновационному, финансовому и природо - ресурсному потенциалу. Принятие в 2000 году закона «Об инновационной деятельности в Хабаровском крае», рост числа инновационно-активных предприятий, способствовали повышению инновационного потенциала края с 54 места в 1998 году до 42 места в 2003 году. Однако, в этом направлении еще предстоит большая и кропотливая работа.

Существенно снизился инвестиционный риск Хабаровского края. По сравнению с 1998 годом край передвинулся с 64 на 52 место.

Начиная с 1998 года в крае принято ряд законодательных и нормативно-правовых актов регулирующих инвестиционную деятельность в Хабаровском крае, что способствовало снижению законодательного риска. В 2000 году принят Закон Хабаровского края "Об инвестиционной деятельности в Хабаровском крае". Принятие закона позволило урегулировать основные положения инвестиционной деятельности в крае. Законом определены меры краевой государственной и муниципальной поддержки инвестиционной деятельности в крае, разработана система льгот и гарантий, в том числе правовых гарантий для субъектов инвестиционной деятельности.

В 1999 году принят Закон "О залоговом фонде Хабаровского края", основная цель которого привлечение отечественных и иностранных кредитов и займов для финансирования инвестиционных проектов в приоритетных отраслях экономики края. Закон регламентировал порядок управления и использования залогового фонда и позволил использовать в качестве залога государственные пакеты акций предприятий и организаций, недвижимое имущество, находящееся в краевой собственности. Утверждена Концепция внедрения и развития системы ипотечного жилищного кредитования в Хабаровском крае, но серьезная работа по развитию ипотечного жилищного кредитования еще впереди. Действующие законы «О бюджетной системе Хабаровского края» и «О налогах и сборах Хабаровского края» позволяют дополнительно регулировать инвестиционную деятельность в крае (с расширением инструментов инвестиционной политики), с учетом изменений Российского законодательства. Несмотря на положительную динамику снижения инвестиционного риска края очень высоким остается криминальный риск, что присуще практически всем субъектам Дальневосточного региона

Как и вся Россия, край пережил тяжелейший экономический кризис. По сравнению с 1990 годом уровень инвестиций в основной капитал в 1997 году составил всего 22 %, но уже с 1998 года начался стабильный прирост. Объём инвестиций в основной капитал в 2003 году за счет всех источников финансирования составил 24,1 млрд. рублей, что на 6 процентов выше уровня 2002 года и почти в 2,9 раза превышает объем 1998 года (в сопоставимых ценах). (Для сравнения в Российской Федерации темп роста инвестиций к 1998 году составил 154,6 процентов).

Серьезное беспокойство вызывает отсутствие в крае быстроокупаемых инвестиционных проектов предприятий края, что является препятствием на пути привлечения инвестиций. Инвестиционные предложения предприятий края, широко представленные в различных источниках (на печатных и электронных носителях) для привлечения инвестиций, зачастую не являются привлекательными для инвесторов. В большинстве своем это проекты инфраструктуры, которые в силу их недостаточной экономической эффективности не могут рассчитывать на коммерческое финансирование. Коммерческие проекты, предлагаемые предприятиями края, как правило, имеют высокий срок окупаемости - до 10 лет, низкую норму доходности, не могут рассчитывать на кредитные ресурсы при действующей ставке рефинансирования. Изменения сложившейся ситуации зависит в первую очередь от инвестиционной активности предприятий края и повышения их инвестиционной привлекательности. Без решения этой насущной проблемы мы не сможем преодолеть сложившуюся ситуацию, тем более это актуально на пороге вступления России в ВТО. Основой для определения приоритетности отраслей экономики для привлечения инвестиций остаются показатели экономической и бюджетной эффективности, обеспечения занятости населения, возможности развития и конкуренции на рынках сбыта. Среди приоритетов, определенных «Основными направлениями инвестиционной политики Правительства края на 2003-2006 гг. и до 2010» необходимо выделить также:

  • дальнейшее совершенствование нормативной правовой базы;
  • расширение мер краевой государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
  • повышение инвестиционной привлекательности как края, так и отдельных отраслей экономики, районов, городов и предприятий;
  • развитие инновационной деятельности;
  • организационное содействие инвестициям;
  • содействие развитию инфраструктуры и благоприятной бизнес – среды, обеспечивающих инвестиционный процесс и повышение его активности;
  • развитие финансовых инструментов инвестиций;
  • подготовка кадров и повышение уровня экономических знаний населения края;
  • обеспечение информационной открытости региона, создание системы информационного сопровождения и поддержки инвестиционной деятельности в крае, укрепление инвестиционного имиджа края.
Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту