рефераты по менеджменту

Современные аспекты маркетинговой политики компаний

Страница
2

Для того чтобы уникальное предложение привело к преимуществу на рынке и увеличению прибыли, его формирование должно включать три этапа:

поиск новаторской идеи, которая откроет перспективную рыночную нишу;

создание оригинальных технологий;

необычный маркетинг.

За последние годы практически в каждой отрасли - мебельной, обувной, строительной и прочих - появились производители, которые смогли предложить рынку высококачественный продукт, успешно заменяющий импортные аналоги. Все эти компании отлично справляются с организацией производства по европейским стандартам, научились добиваться приемлемого качества, знают, как стимулировать персонал, умеют организовать сбыт. Тем не менее российским производителям пока с трудом удается решить две основные проблемы - создать первый образец (разработать коллекцию и придумать дизайн) и растиражировать этот образец в промышленном масштабе (постоянно соблюдать технологию).

В настоящее время на фоне усиливающейся конкуренции, прежде всего со стороны китайского, например, импорта, для многих производителей решение этих проблем становится принципиально важным - без этого не удастся выйти на новый уровень и завоевать покупателя, для которого цена не имеет решающего значения.

Создание собственных коллекций должно сопровождаться выстраиванием брэнда, который определит лицо этих коллекций и производителя. Наличие брэнда позволит решить задачу соблюдения технологической дисциплины [4].

¤ Еще одним современным аспектом маркетинговой политики компаний можно считать брэндинг, то есть особенности создания и управления брэндом (торговой маркой).

Только за последние годы в России зарегистрировано более 15 тыс. брэндов. Решающую роль в бурном росте количества новых марок сыграл кризис 1998 г., после которого потребители все чаще предпочитают отечественный продукт, а российские производители активнее продвигают его на местном рынке. Уже можно с уверенностью утверждать, что появился целый ряд настоящих российских брэндов, которые по узнаваемости могут конкурировать с известными западными аналогами. Например, "J7", "Новый жемчуг", "Балтика", "Очаково", "Домик в деревне", "Шатура" и др.

Брэндинг включает три главных составляющих:

создание брэнда;

продвижение брэнда на рынок с использованием правильного позиционирования и эффективного управления;

обеспечение высокого качества менеджмента и маркетинга в компании, позволяющего развивать и тиражировать брэнд в требуемом масштабе.

Брэндинг помогает создать "портрет" торговой марки, отличный от брэндов конкурентов. Именно узнаваемость брэнда приобретает решающее значение. Опыт брэндинговых проектов, однако, показывает, что создать яркий брэнд - это полдела, главное - спланировать и реализовать такую "марочную стратегию", которая позволила бы управлять всеми составляющими вновь испеченного брэнда и сделать его ключевым, рентабельным активом компании.

Но создавать брэнд и реализовать "марочную стратегию", опираясь только на рациональные или же эмоциональные ценности, нельзя. Необходимо, на наш взгляд, сочетать две эти ценностные установки. Так, рациональность тяготеет к анализу, и поэтому там, где основная ценность брэнда заключена в его функциональных преимуществах (напр., качество, ассортимент), следует апеллировать к разуму покупателя. Эмоции же провоцируют импульсивное решение, и поэтому там, где брэнд приобретают для демонстрации социального статуса, необходимо воздействовать на эмоции (напр., цвет, дизайн, форма).

В соединении рациональности (функциональности) и эмоциональности заключается главная сложность для разработчика брэнда и одновременно главный секрет его успеха.

В целом, залог успеха любого брэнда - в совпадении позиции и индивидуальности марки с позиционированием и индивидуальностью потребителя. Поэтому компаниям рекомендуется изучать и понимать факторы, определяющие выбор покупателя.

Для российских компаний значение брэнда как основного нематериального актива, позволяющего сделать рентабельным любой бизнес, до сих пор не оценено. Поэтому управление брэндом обычно ограничивается маркетинговыми акциями от случая к случаю, в основном с целью объявления скидок. И это в ряду с другими ошибками, такими как:

неправильное определение мотивов, которыми руководствуется потребитель при выборе товара (брэнда);

использование инструментов "паблик рилейшнз" для продвижения товаров (брэндов) массового спроса;

отсутствие целеориентированного подхода к рекламной кампании;

несоответствие названия брэнда товарной группе или обозначенной им потребности.

Сегодня на российском рынке представлено множество глобальных корпораций, активно продвигающих свои брэнды. Их преимущества - отлаженные технологии региональной экспансии, развитая производственная база и мощные финансовые ресурсы. Международные компании, приспосабливаясь к меняющейся конъюнктуре российского рынка, запускают такие псевдонациональные марки, как "Шок", "Беседа" (Unilever); "Мир" (Procter&Gamble); "Россия", "Савинов", "48 копеек" (Nestle), "Старый мельник" (Efes); "Золотая ява" (British American Tobacco). В то же время появляются, как уже говорилось, и успешно развиваются национальные российские брэнды, тем не менее многие российские производители, оказавшиеся вовлеченными в маркетинговую войну, старательно копируют зарубежный опыт.

Для того чтобы российские компании более эффективно работали в области создания и управления брэндами, в России появилась некоммерческая организация "РусБрэнд", объединяющая 34 российские и зарубежные компании. Подобная ассоциация должна способствовать внедрению инновационных решений в развитии брэндов. К концу 2002 г. у членов содружества "РусБрэнд" в России действовало уже более 70 производств; общий объем инвестиций более 3 млрд. долл.; создано более 50 тыс. новых рабочих мест; совокупный годовой оборот превышает 3,5 млрд. долл. [5].

Отечественный цивилизованный рынок находится еще в стадии формирования, поэтому деятельность такого рода ассоциаций необходима. К сожалению, еще очень актуальна для российского рынка, например, проблема подделок, хотя в последнее время наметились некоторые позитивные сдвиги (в области законодательства). Подделок не должно быть - они дискредитируют брэнд, в который компания вкладывает огромные деньги.

Еще одной проблемой российского потребительского рынка является наличие критического количества брэндов во многих товарных категориях. А значит, стало сложнее найти незанятую перспективную нишу для позиционирования нового брэнда. По данным агентства AC Nielsen, в 2001 г. в России на одну розничную торговую точку приходилось около 30 наименований пива, а к лету 2002 г. - уже 45. При подобном "разнообразии" производителю все сложнее размещать новые марки на полках магазинов, а покупателям все сложнее "переключаться" на новые брэнды. Согласно исследованию того же агентства AC Nielsen, только 1,5% новых продуктов питания можно считать действительно "инновационными". В 77% случаев - это просто разновидности уже существующих товаров, но выпущенные другими производителями, а в 6% - всего лишь расширение "продуктовой линейки" [6].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту