рефераты по менеджменту

Организация, производительность и оплата труда

Страница
3

приспособления для ухода за оборудованием и уборки рабочего места;

устройства, обеспечивающие нормальные санитарно-гигиенические условия;

средства связи со службами обслуживания и управления.

Работа многостаночника имеет некоторую специфику. По сравнению с рабочим, обслуживающим один станок многостаночник более загружен; постоянно переходит от одного станка к другому; количество выполняемых вспомогательных приемов возрастает пропорционально числу обслуживаемых станков. У многостаночника имеет место и нервное напряжение, т.к. он одновременно управляет несколькими станками. Все перечисленное необходимо учитывать при планировке рабочего места и организации его обслуживания.

При организации рабочего места многостаночника устанавливают световую сигнализацию, особенно на станках-автоматах, что облегчает контроль за работой оборудования и сокращает его простои.

Существуют и некоторые особенности планировки рабочего места многостаночника. Так, расположение основного и вспомогательного оборудования, технологической и организационной оснастки на рабочем месте многостаночника должно обеспечивать:

свободный подъезд межоперационного и внутри операционного транспорта непосредственно к рабочему месту для доставки заготовок и полуфабрикатов;

максимальные удобства управления каждым станком многостаночного комплекса, замены инструмента;

благоприятные условия для уборки рабочего места;

хорошую обозреваемость рабочего места многостаночником, возможность одновременного наблюдения за всеми приборами и подвижными частями оборудования с любой точки маршрута;

свободный доступ к зонам, требующим профилактических осмотров, ремонта, технического обслуживания;

хорошую обозреваемость рабочего места многостаночника обслуживающим и управляющим персоналом.

Однако можно комплексно оборудовать рабочее место, оснастить его всем необходимым, но достичь ожидаемого эффекта из-за неудовлетворительного обслуживания рабочего места.

Основными задачами организации обслуживания рабочих мест являются выявление непроизводительных затрат и потерь рабочего времени. Важно сократить затраты труда основных рабочих на выполнение вспомогательных работ по всем функциям обслуживания.

Эта задача может быть решена путем проведения специальных исследований, например моментных наблюдений, и выявить причины непроизводительных затрат и потерь времени многостаночника.

Под системой обслуживания понимают регламентацию объема, сроков и методов выполнения вспомогательных работ по обеспечению рабочих мест всем необходимым.

Система обслуживания многостаночных рабочих мест обеспечивается:

выбором рациональных форм разделения и кооперации труда между многостаночником и вспомогательным рабочим, максимальным освобождением станочника от вспомогательных работ, чтобы он мог выполнять только основные функции;

планированием процесса обслуживания (согласование календарных графиков обслуживания с системой оперативного производственного планирования и деятельностью основных рабочих, системой непрерывного планирования работ по функциям обслуживания);

предупредительным характером обслуживания (планово-предупредительный ремонт оборудования, заблаговременная подготовка производства, включая доставку к рабочему месту предварительно скомплектованных материалов, заготовок и т.п.);

организацией комплексного обслуживания рабочих мест, что осуществляется путем параллельного выполнения разными службами всех функций обслуживания (подготовительной, инструментальной, транспортной и др.);

повышением качества и надежности ремонта оборудования;

регулярной и надежной связью рабочих мест основного производства с обслуживающим персоналом;

обеспечением экономичности выполняемых работ по функциям обслуживания;

усилением ответственности за своевременное и качественное исполнение функций обслуживания вспомогательным персоналом.

Обслуживание многостаночных рабочих мест может осуществляться в следующих формах:

По заранее разработанному стандарт-плану (принудительная система). Эта система рекомендуется для установившегося производственного процесса в условиях массового и крупносерийного производства.

Планово-предупредительное обслуживания в соответствии с календарными планами-графиками (применяется при регулярной повторяемости выпускаемых изделий в течение месяца, в основном, в условиях серийного производства).

Дежурное обслуживание по вызовам с рабочих мест(при малой и нерегулярной повторяемости выпускаемых изделий в условиях единичного и мелкосерийного производств с сохранением планово-предупредительного обслуживания).

Оснащение рабочих мест должно соответствовать технологическим процессам и картам организации труда.

Основные элементы оснащения рабочего места представлены в табл. 2.

Таблица 2

Основные элементы оснащения рабочего места

Типы оснащения

Элементы оснастки

Вспомогательное оборудование

сборочные, сварочные, испытательные стенды, напольные и подвесные транспортеры, рольганги и склизы для перемещения материалов, другие средства транспортировки, подъемные устройства и краны и т. д.

Основное технологическое оборудование

станки, машины, агрегаты, автоматические линии, пульты дистанционного управления и т. д.

Организационная оснастка

средства для размещения и хранения приспособлений, инструментов, вспомогательных материалов, запасных частей и документации, производственная тара и мебель, средства сигнализации и связи, освещения и ухода за оборудованием и рабочим местом, оградительные и предохранительные устройства, предметы производственного интерьера

Технологическая оснастка

приспособления и инструмент (режущий, мерительный, вспомогательный)

Форма обслуживания зависит от действующей системы обслуживания, которая обусловлена структурными организационными особенностями.

Для выбора наиболее эффективных форм обслуживания рабочих мест многостаночников полезно проанализировать поток заявок на обслуживание и интенсивность обслуживания.

Поток заявок на обслуживание в единицу времени является той исходной характеристикой, которую следует учитывать при планировании зон обслуживания.

Отметим, что различные характеристики потока заявок такие, как их численность в любой момент или время ожидания отдельной заявки являются случайными переменными. Поступления заявок на обслуживание представляют собой случайные явления. Время обслуживания также является случайной переменной. Сталкиваясь с простоями станков в ожидании обслуживания, необходимо исследовать среднее время простоя обслуживаемого оборудования в течение определенного периода (например, смены), средние характеристики очереди, чтобы сократить потери времени, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования и добиться максимального выпуска продукции. Исследование потока заявок осуществляется путем анализа таких показателей, как число заявок на обслуживание в единицу времени (плотность потока) и средний промежуток времени между поступлениями заявок.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту