рефераты по менеджменту

Управление коллективом в процессе внедрения нововведений

Страница
1

Управление коллективом в процессе внедрения нововведений

Необходимость нововведений

Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, организация вынуждена изменяться в соответствии с поставленными целями. Если она не приспособится к новым обстоятельствам, не будет внедрять нововведения, новые направления деятельности, она потерпит неудачу и прекратит существование. Требуемое количество нововведений растет, и темп их внедрения убыстряется. Это подтверждается наблюдениями практики хозяйствования.

Ситуация

Приватизированное машиностроительное предприятие (ранее государственной формы собственности), которое ныне приобрело юридический статус ОАО, унаследовало значительное количество объектов социальной, культурно-бытовой сферы (гостиницы, больницы, клубы, стадионы; пионерские лагеря; детские сады и т. д.), они остались на балансе предприятия, но уже не финансируются из бюджета.

Объекты соцкультбыта являются убыточными, но требуются значительные затраты на их содержание. Чтобы выжить в рыночной среде, необходимы какие-то нововведения.

В частности, есть два варианта нововведений. 1. Передать объекты соцкультбыта в долгосрочную аренду (свыше 1 года), основные средства передаются на баланс вновь созданному предприятию - закрытому акционерному обществу, старое предприятие участвует в уставном капитале этого ЗАО, например, с долей участия 60%;

2. Создать холдинговую компанию на базе предприятия, выделив объекты соцкультбыта в самостоятельные юридические лица, и организовать функциональные звенья - штабы специалистов по маркетингу, планированию, финансово-бухгалтерской деятельности, юридической деятельности при исполнительном директоре из числа специалистов завода, работающих по договору с новыми юридическими лицами - бывшими объектами соцкультбыта.

Преимущества и недостатки каждого варианта нововведений приведены в таблице 1.

Вывод: с учетом действующих сил сопротивления, преимуществ и недостатков предпочтительным является второй вариант нововведений.

Причины нововведений

Их можно разделить на внешние (необходимость нововведений вызвана влиянием внешней среды) и внутренние (необходимость нововведений вызвана внутренними особенностями организации).

К числу внутренних причин нововведений могут быть отнесены и личностные качества менеджера, который сознательно пытается изменить элементы системы управления. Хотя внешние причины возникают чаще, но обычно наблюдается сочетание спланированных действий менеджера и влияния нескольких внешних факторов.

Внешние причины - факторы нововведений - представлены в табл. 2.

Анализ движущих и сдерживающих сил, сопровождающих нововведение

Процессу внедрения нововведений должен предшествовать детальный анализ ситуации, требующей вмешательства менеджера, с целью управления внедрением нововведений (табл. 3).

Таблица 1

Преимущества и недостатки двух вариантов нововведений

Первый вариант: передача в аренду

Второй вариант: создание холдинга

Преимущества

Недостатки

Преимущества

Недостатки

Нет затрат из чистой прибыли на содержание объектов соцкультбыта Получение дохода в виде арендной платы в размере, оговоренном договором аренды, но не более: арендная плата за минусом НДС и налога на прибыль (на арендную плату как доход) Доходы в виде арендной платы не облагаются налогом на пользователей дорогами (в дорожный фонд) и местным налогом - на содержание объектов жилсоцбыта

Отказ от ведения деятельности, связанной с соцкультбытом Потеря для работающих социальных льгот Руководство завода не имеет возможности распоряжаться объектами соцкультбыта, так как по уставу вмешательство в оперативную деятельность осуществляется на общем собрании акционеров-участников Необходимость согласования с коллективом работников и с профсоюзом прекращения деятельности, связанной с социальными вопросами Передача убыточных объектов ставит под сомнение возможность получения дивидендов в составе арендной платы и на свою долю капитала в новом ЗАО. В перспективе возможна потеря объектов социальной сферы для предприятия, передача их за долги третьим лицам и т. п. Передача объектов соцкультбыта в ЗАО рассматривается работающими акционерами как лишение части собственности и может вызвать социальный взрыв вследствие лишения социальных благ

Нет эксплуатационных затрат из чистой прибыли на содержание объектов Возможно предоставление самостоятельности коллективам объектов. Это позволит привлечь инициативу работников с целью поиска вариантов ликвидации убыточности Функциональные звенья работают по договору с новыми юридическими лицами, следовательно, возможно увеличение их зарплаты и использование знаний, умений и опыта по повышению прибыльности объектов соцкультбыта Создание холдинговой компании на базе предприятия сохраняет его имидж и торговую марку Не прекращается деятельность, связанная с социальной сферой, так как объекты находятся в составе холдинга, рабочие могут получать социальные выплаты: путевки в пансионат, дом отдыха, для детей - в лагерь отдыха, оплату детского сада по льготной цене и т. п.

Необходимость разработки бизнес-плана по ликвидации убыточности и расширения сферы услуг для каждого самостоятельного юридического лица — бывшего объекта соцкультбыта, ныне находящегося в составе холдинговой компании

Таблица 2

Внешние причины нововведений

Причины

Примеры

Рыночные

Рост конкуренции Уменьшение доли рынка сбыта Более высокие требования заказчика к качеству продукции Низкий спрос на продукцию

Экономические

Убыточность производства продукции Низкая рентабельность продукции Высокие издержки производства Перерасход материалов Недостаток собственных оборотных средств Изменение курса валюты Изменение цен на энергоносители, сырьевые материалы

Социальные

Безработица Текучесть кадров Наличие социальных программ (оздоровление, жилье, экология и т. п.)

Технологические

Достижения НТП в области менее материалоемких технологий, прогрессивного оборудования, оснастки Создание новых коммуникационных связей Разработка современных информационных систем и т. д.

Политические

Введение нового налогового кодекса Смена политического лидера в составе местной власти, правительства Издание постановлений правительства, указов президента Влияние профсоюзов

Случайные

Влияние стихийных бедствий (наводнение, пожар, ураганы) Другие

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту