рефераты по менеджменту

Ценообразование в топливно-энергетическом комплексе

Страница
2

Ø Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Федеральная энергетическая комиссия устанавливает тарифы:

- на электро- и теплоэнергию, отпускаемую на оптовый рынок всеми его субъектами;

- на электро- и теплоэнергию, отпускаемую на потребительский рынок субъектами оптового рынка;

- на электро- и теплоэнергию, отпускаемую с оптового рынка энергоснабженческим организациям и другим его субъектам;

- на природный газ, реализуемый газораспределительным организациям;

- на природный газ, реализуемый непосредственно конечным потребителям, а также сбытовые надбавки к оптовой цене промышленности на природный газ, реализуемый конечным потребителям (кроме населения) газораспределительными организациями (перепродавцами).

ФЭК решает проблемы на федеральном уровне, а на региональном эту функцию выполняют Региональные энергетические комиссии (они, например, устанавливают тарифы и цены на продукцию ТЭКа, отпускаемую потребителям какого-либо региона).

Государственное регулирование цен на энергоресурсы оправдано, так как эластичность энергопотребления чрезвычайно низка, в том числе и в отраслях, имеющих жизненно важное значение. Поэтому полное освобождение цен на энергоресурсы практически не приведет к снижению их потребления, а вызовет соответствующий рост цен на продукцию других отраслей.

Структурная реформа

Начавшийся в 1992 году переход России к рыночной экономике при одновременном переходе от унитарного к федеративному государственному устройству обусловил необходимость проведения структурных реформ в сфере естественных монополий. В топливно-энергетическом комплексе эти реформы охватывают электроэнергетику и газовую промышленность. Важной задачей в сфере энергетики было обеспечение устойчивого энергоснабжения потребителей, которая была решена с помощью такого способа формирования отраслевой структуры капитала, при котором контрольный пакет акций большинства энергетических предприятий и организаций принадлежит Российскому акционерному обществу «ЕЭС России».

Однако, если рассмотреть функционирование электроэнергетики в переходный период, можно обнаружить наличие у нее большого количества слабых сторон, которые в совокупности с неблагоприятными внешними условиями (спад производства, неплатежи и др.) привели к снижению экономической эффективности деятельности отрасли. Создание и дальнейшее развитие в России федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) – ФОРЭМ требует внесения серьезных изменений в сферу естественной монополии в электроэнергетической отрасли.

Обеспечение надежного электроснабжения российских потребителей с допустимо минимальными затратами, создание благоприятных условий для притока российских и иностранных инвестиций в объекты электроэнергетики невозможно без развития конкуренции в сфере производства энергетической энергии и организации оптового рынка на основе конкуренции, а также без совершенствования государственного регулирования и контроля в тех сферах хозяйственной деятельности, где конкуренция нецелесообразна или невозможна (передача и распределение электроэнергии, управление оптовым рынком и т.д.). Ожидаемым результатом создания условий для конкуренции станет предъявление жестких требований к снижению производственных издержек и повышению экономической эффективности электроэнергетических организаций. Во многом снижение эффективности инвестиционного процесса является результатом действующего порядка финансирования электроэнергетики. Возможность получения значительных инвестиционных ресурсов за счет их «принудительного» включения в тарифы для конечных потребителей освобождает акционерные общества электроэнергетики от необходимости поиска потенциальных инвесторов, снижает требовательность к отбору эффективных проектов. Кроме того, финансирование электроэнергетики через регулируемые тарифы перекладывает весь инвестиционный риск на потребителей электроэнергии, сокращает их собственные инвестиционные возможности по модернизации производства, что не способствует энергосбережению, преодолению экономического спада и восстановлению конкурентоспособности российской промышленности. Также большие проблемы назрели и в газовой промышленности. Во-первых, не существует разделения видов деятельности на монопольные и потенциально конкурентные (в рамках Российского акционерного общества «Газпром»), и как следствие этого отсутствует ясность в порядке формирования структуры затрат по этим видам деятельности, что не позволяет установить необходимый контроль за издержками предприятий РАО «Газпром» в монопольных видах деятельности. До последнего времени использовался упрощенный режим государственного регулирования газовой промышленности, при котором Российскому акционерному обществу «Газпром» было предоставлено право изменения оптовой цены на газ в соответствии с индексом роста цен на промышленную продукцию. Финансовое положение и издержки РАО «Газпром» при этом не рассматривались. Структурная реформа в этой области предполагает продолжение работы по дифференциации цен на природный газ с учетом стоимости его транспортировки, объемов потребления по сезонам, характера нагрузки и степени надежности газоснабжения.

Структурная реформа в 1997 – 2000 годах включает следующие основные направления:

В области электроэнергетики цена на оптовом рынке будет формироваться на основе конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электрической энергии. Контроль над формированием цен будет осуществлять Федеральная энергетическая комиссия Российской Федерации и в случае необходимости, она же будет устанавливать предельный уровень на заявляемые цены. В этой же сфере будет разработан и утвержден комплекс нормативных правовых документов по государственному регулированию тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, которые должны:

а) обеспечивать при установлении тарифов включение всех обоснованных производственных затрат регулируемых организаций электроэнергетики и получение обоснованной прибыли на используемый капитал;

б) обеспечивать внедрение обоснованной дифференциации тарифов для различных групп потребителей и регионов Российской Федерации, в наибольшей мере отражающей различие издержек в энергоснабжении;

в) предусматривать поэтапное прекращение перекрестного субсидирования;

г) установить обоснованные тарифы на транспортировку электрической и тепловой энергии.

Будут приняты органами регулирования деятельности субъектов естественных монополий решения по сокращению тарифного перекрестного субсидирования между группами потребителей и выравниванию тарифов для льготных потребителей энергии и промышленных потребителей.

В отношении газовой промышленности, реформа предусматривает формирование в этой сфере системы цен на газ, отвечающей следующим требованиям: обеспечение самофинансирования Российского акционерного общества «Газпром» посредством возмещения обоснованных затрат при разных уровнях надежности газоснабжения, включая покрытие текущих издержек и обеспечение необходимого уровня прибыли; стимулирование надежного газоснабжения посредством обеспечения необходимой гибкости цен при предоставлении потребителям права выбора условий своего газоснабжения; соответствие цен условиям равновесия спроса и предложения, недопущение дефицита или избытка газа на рынке.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту