рефераты по менеджменту

Финансовый менеджмент в малом бизнесе

Страница
9

В настоящее время Российское агентство поддержки малого и среднего бизнеса возгла­вило работу по созданию единой информаци­онной сети региональных агентств, ведущуюся при активном участии организаций, которые имеют большой опыт в области современных информационных технологий. И это важный этап деятельности и Российского, и региональ­ных агентств. Практика показала, что опреде­ленная этапность служит весьма существенным условием эффективного организационного раз­вития отдельных региональных агентств и их сети. Она предполагает постепенное движение по мере накопления организационного опыта, стабилизации финансового положения, оснаще­ния современными организационно-техничес­кими средствами и т.п. Столь же постепенно и последовательно должен формироваться пакет предоставляемых услуг, причем не по принци­пу простого расширения их перечня, а посред­ством отбора вариантов, наиболее выгодных агентствам и необходимых в том или ином кон­кретном регионе.

Оценку перспектив деятельности агентств поддержки МСБ правомерно связывать с тем, что ее значимость постоянно подчеркивается как федеральным правительством, так и на уровне региональных властей. Это, разумеется, дает повод для оптимистических прогнозов. К сожалению, действующий механизм реальной поддержки МСБ еще нельзя признать отвечаю­щим даже нынешним объективным требовани­ям, и тем более, задачам, которые могут и дол­жны быть решены для повышении его инве­стиционной активности.

Как известно, реализация программ инвес­тиционной поддержки МСБ может иметь двоя­кое обоснование. Во-первых, содействие разви­тию малого предпринимательства является эф­фективным средством решения социальных проблем, и прежде всего проблемы занятости. Поэтому концепция социальной направленности финансовой поддержки сферы МСБ исхо­дит из того, что осуществление социально по­лезных функций малого бизнеса должно доти­роваться государством и обществом. Во-вторых, — важность развития МСБ с точки зрения эф­фективности использования народнохозяй­ственных ресурсов. При таком подходе средства, выделяемые МСБ, должны, с позиций ры­ночной экономики, рассматриваться как инвес­тиции, способные принести прибыль.

Сейчас в стране, как известно, продолжает­ся системный кризис, фактическая безработи­ца не уменьшается, а, напротив, увеличивает­ся. Это, в частности, требует широких и актив­ных мер по развитию МСБ. В то же время на­пряженность федерального и местных бюджетов, незначительность иностранных инвести­ций не позволяют сформировать материально-финансовую базу, способную обеспечить про­ведение таких мер. Очевидно, выход из создав­шегося положения может открыть разработка (и, разумеется, реализация) такой концепции ин­вестиционной поддержки сферы МСБ, при ко­торой средства, выделяемые на данные цели, должны расходоваться на формирование орга­низаций и налаживание финансовых механиз­мов, способных обеспечить высокий уровень возврата вкладываемых ресурсов. Для реали­зации этой концепции можно выделить несколь­ко основных направлений совершенствования существующей системы поддержки инвестици­онной деятельности МСБ.

1. Развитие научно-аналитического и ин­формационного обеспечения механизма инвес­тиционной поддержки сферы МСБ. Главной задачей здесь является разработка системы при­оритетов финансирования по основным направ­лениям развития малого предпринимательства и обоснование мероприятий поих реализации с целью отражения интересов всех уровней.

2. Усиление целевой направленности и пе­ренесение центра тяжести процесса активи­зации инвестиционной деятельности малых и средних предприятий на региональный уровень. Региональную политику инвестиционной под­держки таких предприятий необходимо строить с учетом качественных характеристик экономи­ки региона, формирующих особенности разви­тия и поддержки МСБ. При этом должны учи­тываться степень развития промышленного про­изводства, ресурсная база, насыщение потреби­тельского рынка, региональные проблемы заня­тости и социальной защищенности населения. Только комплексный учет всех этих факторов позволит выработать меры, обеспечивающие привлечение предпринимателей в сферы, наи­более отвечающие потребностям людей, и сти­мулировать развитие экономики в первую оче­редь за счет местных возможностей.

3. Развитие перспективных форм финанси­рования и поддержки сферы МСБ. Для усиле­ния целевой направленности инвестиционного процесса в этой сфере и повышения его эффек­тивности местные администрации должны быть с самого начала сориентированы на главные (приоритетные) направления в создании про­грессивной инвестиционной инфраструктуры МСБ.

4. Создание целостной инвестиционной ин­фраструктуры МСБ. Специализация организа­ций кредитно-финансовой системы МСБ может осуществляться по двум направлениям: а) ин­вестиционному — путем образования финансо­вых организаций, специализирующихся на ин­вестиционных операциях; б) ориентированно­му именно на операции с МП. Возможны и раз­личные комбинации указанных направлений специализации кредитно-финансовых органи­заций сферы МСБ. Но в любом случае этим организациям должны предоставляться опреде­ленные льготы со стороны федеральных и ре­гиональных органов.

К сожалению, в настоящее время создание специализированных инвестиционных банков и паевых инвестиционных фондов, аккумулиру­ющих средства частных инвесторов для разме­щения в качестве портфельных инвестиций в малые предприятия и объекты инфраструктуры МСБ, упирается в недоверие населения, страшащегося очередных «финансовых пирамид». Поэтому на начальном этапе необходима опре­деленная идеологическая подготовка населения и представителей малого бизнеса. Не менее важ­но, чтобы для повышения доверия и предостав­ления гарантий подобные специализированные инвестиционные организации создавались под эгидой государственных, общественных или коммерческих организаций, уже имеющих ус­пешный опыт работы в сфере малого предпри­нимательства и пользующихся авторитетом в этой области.

5. Роль агентств поддержки малого и сред­него бизнеса в развитии кредитно-финансового и инвестиционного механизмов сферы МСБ. Эти агентства, действуя в регионах, в силу сво­его статуса имеют ряд особенностей, ставящих их в достаточно выгодное положение в предо­ставлении соответствующих услуг. Во-первых, региональные агентства полностью специали­зированы в своей области. В отличие от мно­гих других организаций, для которых работа по поддержке МСБ является лишь временной или сопутствующей основной деятельности, эти агентства могут использовать преимущества своей специализации для эффективного посто­янного накопления опыта и информации, при­влечения высококвалифицированных специали­стов, формирования постоянных связей с соот­ветствующими административными органами и т.п. Поэтому услуги региональных агентств от­личает хорошее качество,их консультации и другие формы поддержки малого и среднего бизнеса в целом высокопрофессиональны, а рекомендации — полезны и практически осу­ществимы. Во-вторых, такие агентства могут использовать все разнообразие форм и методов предоставления поддержки малому и среднему бизнесу. Это, в свою очередь, обеспечивает комплексность предоставления соответствую­щих услуг. В-третьих, региональные агентства изначально включены в систему федеральной, региональной и местной поддержки МСБ, что немаловажно для успешной реализацииих ре­гистрационных, инвестиционных и других функций. В-четвертых, региональные агентства объективно складываются в общую сеть взаи­мосвязанных и взаимно полезных организаций, охватывающих практически всю территорию России.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту