рефераты по менеджменту

Роль энергосбережения в растениеводстве и в животноводстве

Страница
3

различная густота населения в сельскохозяйственных районах и с различными расстояниями между сельскими населенными пунктами. Это является причиной появления протяженных энергокоммуникаций: ЛЭП, газопроводов, дорог;

различные структуры ТЭБ в хозяйствах, организациях, населенных пунктах в связи с нахождением в различных температурных условиях и сельскохозяйственных зонах (лесных, степных, полустепных) и зонах с различными природными запасами ТЭР.

С учетом перечисленных объективных факторов потенциал энергосбережения сельского хозяйства России можно оценивать как возможность:

· снизить энергоемкость сельхозпродукции в 3-5 раз;

повысить эффективность топливно-энергетических ресурсов в 5 раз и более;

снизить в сравнении с настоящим периодом ТЭСЗ в себестоимости продукции в 3-5 раз.

Для реализации полного потенциала энергосбережения в короткие сроки и с наименьшими затратами необходима единая энергетическая стратегия, главная цель которой должна состоять в глубокой реконструкции сельского хозяйства. В процессе её реализации необходимо решить:

· научно-технические проблемы по построению эффективной системы энергообеспечения сельского хозяйства и сельских территорий: принципиально новая стационарная система энергообеспечения, современные мобильные технологические и транспортные средства;

технологические проблемы: высокоэффективные энергосберегающие технологии производства продукции;

организационные проблемы: создать современные агропредприятия на основе глубокой специализации их деятельности по выпуску продукции с решением вопросов правовых и экономических отношений;

кадровые проблемы: подбор, переподготовка кадров;

социальные проблемы села, в частности, создание современного уровня комфорта сельского жилого фонда.

Выполнение этих мероприятий потребует вложения больших финансовых ресурсов. Поэтому единая энергетическая стратегия должна предусматривать два этапа: первый этап - восстановление, некоторая модернизация существующего сельского хозяйства и подготовка её глубокой реконструкции; второй этап - глубокая реконструкция села. Каждый из этих этапов имеет свою стратегию, потенциал энергосбережения и методы достижения целей. Стратегия этих этапов является органически неотъемлемой частью единой энергетической стратегии. Одна из главных целей стратегии первого этапа состоит в снижении энергоемкости продукции в 1,5 раза, т. е. на 1/З. Это достигается:

· формированием энергосберегающего сознания населения и работающих;

повышением квалификации всех работающих с энергетическим и технологическим оборудованием;

энергетической паспортизацией предприятий и организаций;

организацией эффективного учета расходования ТЭР, в том числе установка приборов учета как на стационарных, так и на мобильных объектах;

установкой простейших средств регулирования;

восстановлением в полном объеме технологий производства сельхозпродукции;

восстановлением системы эксплуатации и технологического сервиса;

достижением паспортных технологических режимов существующего энергетического и технологического оборудования;

исключением нерациональных затрат ТЭР (утеплением, устранением утечек, холостого хода оборудования).

Другая цель этого этапа состоит в создании базы для предстоящей на втором этапе глубокой реконструкции сельского хозяйства. Эта цель достигается созданием демонстрационных зон: демонстрационных объектов, сельскохозяйственных предприятий и населенных пунктов высокой энергетической эффективности. В них отдается предпочтение децентрализованным системам энергообеспечения на основе малых теплоэлектростанций (мини-ТЭС), преобразующих природный газ в электрическую и тепловую энергии, тариф на которые будет на 30-50% ниже в сравнении с тарифами от централизованной системы. Широкое применение должны найти ГЭС на малых реках. Эти меры вместе с использованием возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива позволят сформировать рациональный ТЭБ. В результате должен быть уменьшен объем затрат на приобретение дорогостоящих видов ТЭР, поставляемых с централизованного рынка. Будут упрощены внутренние энергокоммуникации сельского населенного пункта, где преимущество будет отдано линиям электропередач ЛЭП-0,4 кВ. Демонстрационные зоны будут положены в основу типовых проектов, включающих в себя решение технических, технологических, организационно-правовых и кадровых вопросов. Таким образом, выполнение первого этапа единой энергетической стратегии в сельском хозяйстве в течение ближайших пяти лет позволит оздоровить сельское хозяйство и заложить основу для предстоящей коренной реконструкции сельского хозяйства. Необходимо отметить, что достижение первой цели - снижение энергоемкости продукции в 1,5 раза - не потребует больших финансовых вложений. Более существенные средства (около 500 млн. руб. на 5 лет) потребует создание демонстрационных зон. Здесь будет необходима поддержка федерального, регионального и местных бюджетов. Стратегия второго этапа ставит своей целью реализовать полный потенциал энергосбережения, т. е. достичь показателей, приведенных выше. На этом этапе должны быть задействованы все факторы, формирующие эффективное использование ТЭР и затрат на них:

· факторы, исключающие потери и обеспечивающие минимум расхода ТЭР (знаменатель выражения 1), минимум затрат на ТЭР, в том числе обоснованным формированием цен и тарифов, а также структуры ТЭБ;

факторы, формирующие максимум производимой продукции (числитель выражений 1 и 3), в том числе технологические, организационно-правовые и кадровые меры, способствующие росту производства.

Должны быть созданы эффективные системы энергообеспечения сельских населенных пунктов (под сельским населенным пунктом понимается совокупность производственных и жилищно-коммунальных объектов). Высокая эффективность этих систем достигается оптимизацией внешних и внутренних энергокоммуникаций, применением современных источников преобразования ТЭР (например, мини-ТЭС различной мощности), использованием эффективных способов и технических средств передачи, распределения энергии, современных средств регулирования энергетических и технологических режимов, широким применением возобновляемых источников энергии и альтернативных видов топлива. Первый этап может быть реализован в течение пяти лет. Это приведет к снижению годовых затрат на ТЭР, по Челябинской области на 500-7000 млн. рублей (цены 2000 года). Произойдет существенное оздоровление сельского хозяйства. А главное, у сельхозпроизводителя появляется вкус к эффективному использованию ТЭР и научно-техническому прогрессу. Для реализации второго этапа, а следовательно, и единой энергетической стратегии в целом потребуется 15-20 лет. Расход ТЭР на выпуск современного объема продукции требуется в 3-3,5 раза меньше. Главным результатом реализации стратегии должны стать глубокие качественные изменения в сельском хозяйстве. Их основой должны стать рационально спроектированные во всех отношениях аграрные предприятия, техника, технология, организационные принципы которых будут соответствовать последним достижениям науки. Кадровый состав таких предприятий будет использовать в полной мере науку как наиболее эффективную производительную силу. Бытовые условия жилого фонда сельских населенных пунктов будут соответствовать современному уровню комфорта. Сельскохозяйственное производство станет привлекательным на рынке труда. Для практического решения задач единой энергетической стратегии необходим эффективный механизм ее реализации. Его основу может составить региональный научно-технический центр энергосберегающих технологий для АПК, далее - "Центр". Он должен выполнять две функции: • первая - ответственный исполнитель единой энергетической стратегии; • вторая - звено системной интеграции передовых достижений технологии и техники в сельском хозяйстве. Первая функция Центра, как ответственного исполнителя, сводится к роли централизованного заказчика по отношению к организациям-соисполнителям отдельных частей проекта и генерального подрядчика по отношению к администрации области или иного субъекта федерации. Он отвечает перед администрацией области за своевременность и качество выполнения стратегии. В его функции входит формирование заданий, подбор субподрядчиков - исполнителей проектно- конструкторских и строительно-монтажных работ, а также контроль за их финансированием. Как звено системной интеграции, Центр устанавливает необходимые отношения с вузами, НИИ, КБ и отраслевыми управлениями Главного управления сельского хозяйства области. Целью таких отношений является взаимовыгодное использование потенциала этих организаций для решения комплексных вопросов научно-технического и технологического прогресса в направлении преобразования сельскохозяйственных организаций с их конкретным состоянием в эффективные сельскохозяйственные предприятия, соответствующие требованиям ближайшего будущего. Процесс интеграции частных решений по совершенствованию техники, технологии, организации и экономики производства завершается разработкой комплексного типового проекта предприятия на основании передовых достижений. Материальным воплощением комплексного проекта является демонстрационная зона: действующий производственный, социальный, административный и другой объект, сельскохозяйственное предприятие, сельский населенный пункт. Комплексный типовой проект является базовым документом для разработки конкретных проектов. Выбранный заказчиком типовой проект должен быть привязан к конкретным условиям предприятия заказчика на основе согласованных технических условий. Проектная документация на строительство выполняется специализированными проектными организациями. Следует отметить, что качественное выполнение единой энергетической стратегии и преобразование его в технологию создания эффективного сельского хозяйства возможно при четкой работе рассмотренного выше механизма реализации. Большинство звеньев этого механизма, например, в Челябинской области уже существует: кафедры Челябинского государственного агроинженерного университета, Челябинский НИИ сельского хозяйства, ЗАО "Челябинскагропромэнерго" с его предприятиями, предприятия сельхозтехники, отраслевые управления сельского хозяйства, проектные организации и КБ, строительно-монтажные организации. Но в настоящее время нет объединяющего звена, формирующего целенаправленную стратегию работ. Роль такого звена призван выполнять Центр энергосберегающих технологий для АПК.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту