рефераты по менеджменту

Японский метод управления качеством

Страница
3

При осуществлении руководства фирмой особо важное значение приобретает принцип управления по отклонениям. Цель контроля заключается в обнаружении отклонений от запланированного. Для эффективного решения этой задачи необходимо иметь четкое представление об основных целях политики фирмы, ее задачах, методах стандартизации и подготовки кадров. Как же обнаружить отклонения? Прежде всего необходимо установить, контролируются ли все причинные факторы и убедиться, что они соответствуют заданным техническим требованиям. Затем провести проверку процесса или работы по результатам, иными словами, проверку характеристик, показанных на причинно-следственной диаграмме. Наблюдая изменения, происходящие в каждой из позиций, можно контролировать процесс, работу и управление ими.

6. Осуществление соответствующих управляющих воздействий.

Проверка по результатам для выявления отклонений или каких-либо непредвиденных обстоятельств не может сама по себе служить интересам фирмы. Необходимо установить причинные факторы таких отклонений и принять соответствующие меры.

При осуществлении корректирующих воздействий важно принять меры во избежание повторения этих отклонений. Следует устранить причинные факторы, которые их вызвали. Устраняя причины отклонений, необходимо обратиться к истокам проблемы и принять меры по предотвращению их повторения.

Управление качеством и обеспечение качества.

Обеспечение качества – это основа основ управления качеством. При внедрении и осуществлении комплексного управления качеством японские фирмы руководствуются принципом «качество – прежде всего». Этот принцип позволил японским промышленным предприятиям выпускать высококачественную продукцию при низких затратах и высокой производительности труда, тем самым обеспечив им преимущество в борьбе за рынки сбыта.

При рассмотрении вопросов обеспечения качества необходимо принять во внимание три важных обстоятельства.

1. Фирма должна обеспечивать уровень качества продукции, который отвечает требованиям потребителей.

2. То же относится и к вывозу товаров за границу. Вся продукция, экспортируемая в другие страны, должна отвечать требованиям зарубежных заказчиков.

3. Руководители высшего звена фирмы должны проникнуться сознанием важности обеспечения качества и обеспечить активное участие всех работников фирмы в этой деятельности.

Что такое обеспечение качества?

Обеспечение качества означает гарантирование такого уровня качества продукции, который позволяет потребителю с уверенностью покупать и использовать ее в течение длительного времени, причем эта продукция должна полностью удовлетворять требованиям потребителя.

Чтобы быть уверенным в правильности своего выбора, потребитель должен питать доверие к конкретной продукции конкретной фирмы, которая давно зарекомендовала себя поставщиком надежной продукции. Второе звено в этой цепи – удовлетворение запросов потребителей. Кроме того, что продукция не должна иметь дефектов, она еще должна отвечать своему функциональному назначению, чего и ждет от нее потребитель.

Непременным требованием является эффективное и квалифицированное дообслуживание, то есть фирмы должны придерживаться следующего принципа: «Мы будем осуществлять снабжение запасными частями до тех пор, пока наша продукция используется».

Полное обеспечение качества невозможно без участия в этом процессе каждого, включая всех работников фирмы. Хорошо организовано обеспечение качества, например, на автомобильной фирме «Тойота», где следуют лозунгу: «Обеспечение качества – наше общее дело».

Принципы обеспечения качества.

Ответственность за обеспечение качества несет изготовитель. Качество его изделий должно удовлетворять требованиям заказчиков. Если продукция является результатом совместной деятельности, ответственность за обеспечение качества ложится на поставщика.

В рамках фирмы ответственность за обеспечение качества лежит на конструкторском отделе и производственном отделении, а не на отделе технического контроля. Последний просто проверяет продукцию с позиций потребителей и не несет ответственности за обеспечение качества.

Исторически обеспечение качества в Японии развивалось в следующих направлениях:

1. Обеспечение качества, основанное на контроле.

2. Обеспечение качества, основанное на управлении производственном процессом.

3. Обеспечение качества, уделяющее основное внимание разработке новых видов продукции.

Подготовка кадров и обучение методам управления качеством.

Для стимулирования управления качеством с участием всех звеньев обучение методам управления качества должно быть организовано среди всех работников фирмы - от президента до рабочего на конвейере. Управление качеством предусматривает перестройку механизма управления всех компании, что требует изменения мышления всех работников предприятия.

Разработанный ЯСУИ начальный курс управления качеством, который служит образцом для учебных курсов по управлению качеством в Японии, рассчитан на 6 месяцев, причем занятия проводятся пять раз в месяц. Учащиеся занимаются в течение одной недели, а затем в течение трех недель применяют полученные знания на практике, на своем рабочем месте. Экспериментальные данные, необходимые для занятий, они получают на рабочем месте. Затем они переходят к следующему этапу обучения, уже вооруженные результатами трехнедельной практической деятельности. Иными словами, курс представляет собой попеременное чередование теории и практики. Такое обучение помогает не только учащимся, но и преподавателю, который из такого контакта может составить представление о том, как обстоят дела в различных отраслях промышленности.

Указанные мероприятия осуществляются специализированными организациями и могут не удовлетворять всем нуждам данной отрасли промышленности или фирмы. Вместо этого фирма может прибегнуть к своей собственной программе обучения. На некоторых фирмах разрабатываются свои учебные пособия и осуществляются свои программы обучения и подготовки кадров.

Обучение методам управления качеством проводится в Японии на постоянной основе начиная с 1949 г. Ежегодно комплексная программа обучения пополняется новыми учебными курсами. Каждый человек становится старше еще на год, и каждый год на фирму приходят новые работники. Процесс обучения должен строится таким образом, чтобы отвечать нуждам фирмы и ее работников.

Деятельность кружков качества.

Кружок качества является небольшой группой рабочих одного и того же цеха, занимающихся на добровольных началах проблемами управления качества. Эта небольшая группа работает на постоянной основе в рамках общей деятельности в области управления качеством, обеспечивая процесс саморазвития его членов, совершенствование деятельности на своем рабочем участке посредством повсеместного применения методов управления качеством.

Задачами кружка качества в рамках общей деятельности по управления качеством на предприятии являются:

1. Содействие совершенствованию и развитию предприятия.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту