рефераты по менеджменту

Экспериментирование в исследовании социально-экономических проблем. Эксперимент в управлении

Страница
3

При проведении эксперимента необходимо учитывать, что на его результаты могут влиять кроме специальных факторов другие внешние и внутренние факторы. К сожалению, ни в одном эксперименте не удается полностью контролировать все условия, поэтому всегда оста­ются какие-либо неучтенные факторы. При неконтролируемом экспе­рименте не учитываются побочные факторы, которые могут позитив­но или негативно влиять на исследуемый процесс. Например, в экспе­риментальных бригадах на повышение производительности труда позитивно может влиять умелая организаторская деятельность брига­дира, а негативно — простои из-за снабжения. Чтобы убедиться в пра­вильности выдвинутой рабочей гипотезы, необходимо провести серию повторных экспериментов.

Техника проведения эксперимента

Основная задача эксперимента состоит в выяснении степени воздействия условного фактора на изменение характеристик изучаемого объекта, а также определения причин, которые вызывали эти изменения.

При подготовке эксперимента исследователь должен определить те характеристики экспериментального объекта, которые должны изменять­ся под воздействием условных факторов. Характеристики эксперимен­тального объекта, изменения которых будут изучаться, обозначаются как факторные. Те же характеристики, которые не должны изменяться под воздействием условных факторов, обозначаются как нейтральные. Сре­ди нейтральных характеристик различают переменные, которые могут изменяться под действием не имеющих отношения к эксперименту фак­торов, и постоянные, которые остаются неизменными в процессе про­ведения эксперимента. Исследователь должен предусмотреть, чтобы на факторные характеристики не оказывали воздействия посторонние фак­торы. Для проведения эксперимента исследователь обязан иметь доста­точно глубокие знания об объекте экспериментирования.

При последовательной технике проведения эксперимента срав­ниваются изменения характеристик изучаемого объекта через опреде­ленные периоды времени (неделя, декада, месяц, квартал, год).

При параллельной технике проведения эксперимента сравнива­ются изменения характеристик изучаемого объекта под действием спе­циального фактора с изменениями характеристик контрольного объек­та, на который действие специального фактора не распространялось. В качестве примера может служить модель проведения параллель­ного эксперимента по изучению социально-экономической эффектив­ности системы оплаты труда с применением коэффициента трудового участия (КТУ). Для сравнения выбираются два подразделения, при­мерно одинаковые по своим социально-экономическим и технологи­ческим характеристикам. В экспериментальном подразделении вводится оплата труда с применением КТУ, а в контрольном — остается пре­жняя система оплаты. В процессе эксперимента сравнивают измене­ния социально-экономических характеристик (выполнение норм выра­ботки, нарушение трудовой дисциплины, активность участия в производственном процессе, характер инновационной деятельности и т. д.). Если в экспериментальном подразделении социально-экономические характеристики оказываются выше, чем в контрольном подразделе­нии, то это позволяет сделать вывод о более высокой эффективности системы оплаты труда с применением КТУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эксперимент может быть модельным и реальным. Первый проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Сегодня чаще всего используются модели, представленные в компьютерном варианте.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту