рефераты по менеджменту

Экономические системы

Страница
1

Экономические системы.

Экономическая система представляет собой совокупность различных элементов и хозяйственных процессов, характерных для данной экономики. Элементами экономической системы являются: типы, формы и виды собственности; преобладающий вид собственности; формы распределения созданных в обществе экономических благ; формы обмена этих благ; система цен и тарифов; система страхования; система образования; система здравоохранения; транспортная система; энергетическая система и др. В зависимости от того, как общество решает фундаментальные проблемы что производить, как производить и для кого производить выделяют четыре основных типа экономических систем:

- централизованную (административно-командную)

- рыночную

- традиционную

- смешанную

Различия между этими системами связаны, прежде всего, с разными способами производства.

Суть централизованной экономической системы – в государственном монополизме, т. е. в том, что государство господствует в экономике и других сферах жизни общества, командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает главные экономические проблемы.

Основными чертами централизованной экономической системы являются: государственная собственность на средства производства; государственное планирование всей экономики; административные методы управления экономикой; отсутствие стимулов к эффективной работе.

Положительными чертами данной экономической системы являются: устойчивость экономики, отсутствие экономических кризисов; отсутствие проблем трудоустройства; отсутствие неравенства в обществе; гарантированность минимума жизнеобеспечения; уверенность в будущем.

Отрицательными чертами являются: неэффективность экономики; диктат производителей над потребителями; дефицит товаров; не заинтересованность в результатах труда; низкий уровень жизни населения.

Эта система господствовала ранее в СССР, странах Восточной Европы и ряде азиатских государств.

В последние годы многие отечест­венные и зарубежные экономисты в своих работах попытались дать ее обобщенную характеристику.

Хозяйственный механизм административно-командной системы имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредст­венное управление всеми предприятиями из единого центра — выс­ших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоя­тельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство пол­ностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппа­рат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимуще­ственно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

При чрезмерной централизации исполнительной власти развивается бюрократизация хозяйственного механизма и экономических связей. По своей природе бюрократический централизм не способен обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности. Дело здесь прежде всего в том, что полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министер­ствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологий. Для порождаемой моно­полизмом дефицитной экономики характерно отсутствие нормаль­ных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалан­сированности народного хозяйства.

В странах с административно-командной системой решение обще­экономических задач имело свои специфические особенности. В со­ответствии с господствовавшими идеологическими установками за­дача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьезной и ответственной, чтобы передать ее решение самим не­посредственным производителям — промышленным предприятиям, колхозам и совхозам.

Поэтому структура общественных потребностей определялась не­посредственно центральными плановыми органами. Однако посколь­ку детализировать и предвидеть изменение общественных потребно­стей в таких масштабах принципиально невозможно, эти органы руководствовались преимущественно задачей удовлетворения мини­мальных потребностей.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранны­ми как «общественные» целями и критериями, на основе централи­зованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответст­вии с господствовавшими идеологическими установками направля­лась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками произ­водства жестко регламентировалось центральными органами посред­ством повсеместно применяемой тарифной системы, а также центра­лизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной пла­ты. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда.

Отличительной особенностью распределения продукции в админи­стративно-командной системе являлось привилегированное положе­ние партийно-государственной элиты.

Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к дости­жениям НТР и неспособность обеспечить переход к интенсивному типу экономического развития сделали неизбежным коренные соци­ально-экономические преобразования во всех бывших социалисти­ческих странах. Стратегия экономических реформ в этих странах определяется законами развития мировой цивилизации.

Рыночная экономическая система – это хозяйственная система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями через свободную куплю-продажу товаров.

Основные черты рыночной экономической системы: частная собственность на средства производства; свобода предпринимательства; свобода выбора экономических партнеров; личная выгода участников экономических процессов; саморегулирование экономики рыночными факторами; ограничение вмешательства государства в экономику.

Преимущества рыночной экономики: стимулирует высокую предприимчивость и эффективность; отторгает неэффективное и ненужное производство; расширяет потребительский выбор, и защищает права потребителей; не требует большого управленческого аппарата.

Недостатками рыночной экономики являются: нестабильность экономики; усиление неравенства в обществе; безразличие к ущербу, наносимому бизнесом человеку и природе.

В современной жизни нет примеров чисто рыночной, свободной от государственного вмешательства экономики. Передовые страны стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение положительных черт централизованной и рыночной систем образует смешанную экономику.

Большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные предприятия малого и среднего бизнеса сочетаются с крупными корпорациями, эффективно действуют стимулы и принципы свободного рынка. Вместе с тем, некоторые важные сферы (железные дороги, топливно-энергетический комплекс, социальная защита, общее образование, здравоохранение и др.) принадлежат государству, и правительство активно воздействует на экономические и социальные процессы. Забота некоторых государств о развитии социальной сферы столь значительна, что экономику таких стран характеризуют как социально-рыночное хозяйство (например, Швеция и Германия).

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту