рефераты по менеджменту

Экономическая безопасность России

Страница
5

6. Криминализация.

Как угрозу экономической безопас­ности России необходимо выделить криминализацию хозяйственной деятельности, вызванную ростом безработицы, сращи­ванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государ­ственного контроля.

Преступность поразила практически все сферы хо­зяйственной жизни: отношения собственности; произ­водство и распределение произведенного продукта; фи­нансовую и банковскую деятельность, сферу государ­ственного управления и внешнеэкономическую дея­тельность. Уже первый год так называемой «либерализации» экономики стал годом свободы для криминального сообщества Годовой оборот теневой экономики в 1992 году возрос по сравнению с 1991 годом в 25 раз и превысил триллионный рубеж. Однако, тогда удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными по­казателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. А к 1996 году он уже составил 45%.

К настоящему времени рухнули последние романтические надежды либералов на возможное облагораживание «черного» рынка.

Проблема криминализации экономики страны ос­тается сегодня проблемой номер один.

В основе процессов криминализации хозяйственной жизни в стране лежит теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государ­ства. Теневой финансовый капитал является экономи­ческой основой (базисом) организованной преступности.

Теневая экономика, как и любое социальное явле­ние, имеет две стороны. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест, производство продукции, оказание различного рода услуг и, в конечном счете, по­вышение благосостояния общества. С другой — уклоне­ние от уплаты налогов, отмывание капиталов, перекачи­вание капиталов за границу, выведение из оборота неуч­тенных доходов и валюты. Кроме того, конкурируя с официальной экономикой, теневая экономика, имея бо­лее высокую прибыль, оказывается более эффективной и тормозит развитие официальной экономики.

В России централизованная система управления со­здала совокупность условий для появления и развития те­невой экономики и теневых капиталов. В сферу действия теневой системы хозяйства оказались вовлеченными ши­рокий круг людей, ресурсов, а также чиновники разного ранга.

Решающую роль во всем мире играет активное содей­ствие теневой экономике представителей властных структур всех уровней. Исследования показывают, что теневики с первых дней параллельно с рэкетирами, а иног­да и исключительно, заключали союз с представителями силовых ведомств и местной исполнительной власти. Со временем правоохранительные органы начали активно вытеснять криминал из теневой экономики, и в настоя­щее время представители этих структур совместно с нало­говыми службами «делают крышу» практически всему крупному и среднему бизнесу. Сверхкрупный бизнес стал вотчиной правительственных чиновников и депутатов са­мого высокого ранга. Сферы влияния распределены дос­таточно четко, и срывов, как правило, не бывает.

Результатом криминализации экономической сис­темы явилось подчинение экономической политики го­сударства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Теневая экономика является тем стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура.

Важнейшим фактором, обусловившим криминализацию экономической жизни общества, является разру­шение механизмов государственной власти, а также проводимая социально-экономическая политика.

Потенциальная опасность криминализации эконо­мики объективно усиливалась также самой направлен­ностью реформ на развитие рыночных отношении. Эта­пу первоначального накопления капитала неизбежно сопутствует обострение криминальных явлений в эко­номической жизни общества.

Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминалом, результаты не дают основании для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным яв­ляется не сам темп роста различного рода экономичес­ких преступлений (как бы впечатляюще ни выглядели конкретные цифры и примеры), а переход экономичес­кой преступности в новое качество, выражающееся во все более и более реальной угрозе экономической безо­пасности Российской Федерации.

Говоря об экономической безопасности с точки зрения воздействия на нее криминальной экономики, необ­ходимо обратить внимание на то, что экономическая пре­ступность приобрела качественно новые свойства. Лиде­ры и авторитеты криминального мира создают преступ­ные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное зна­чение. Этим сообществам все в большей мере свойствен­ны жесткая централизация, четкая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах та­ких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству Это приводит к мысли, что крими­нальные сообщества пытаются подменить собой государ­ство, взяв на себя его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства. Иначе говоря, проблема криминализации экономики должна рассматриваться и в качестве проблемы нацио­нальной безопасности.

7. Обострение дифференциации экономического и социального развития регионов. Сепаратизм ряда субъектов Федерации.

Одной из острейших проблем экономической безопасности является обострение дифференциации экономического и социального развития, входящих в его состав территорий. Российские регионы, и ранее далеко не одинаковые по своим социально-экономическим характеристикам в условиях спада производства стремительно расслаиваются на богатые и бедные.

Без сомнения, это порождает не только экономические, но и политические последствия: нарастание сепаратизма отдельных регионов (Татарстан, Башкортостан, Якутия и т.д.), популярность идеи выхода из состава России (Северный Кавказ, «Уральская республика») и др. Экстраполяция этих тенденций показывает, что они ведут к окончательному развалу единого экономического пространства России (учитывая уровень интегрированности российской экономики и неконкурентоспособность большинства ее производств на мировом рынке, это неизбежно приведет к полной экономической деградации и окончательно придаст экономике «колониальную» структуру), а затем - к распаду России на множество отдельных государств.

Предотвращение или смягчение последствий действий угроз экономической безопасности Российской Федерации требует определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства.

Глава 3. Механизм обеспечения экономической безопасности

Мониторинг, разработка критериев и параметров экономической безопасности.

Меры и механизмы экономической политики, разрабатываемые и реализуемые на федеральном и региональных уровнях, должны быть направлены на предотвращение внутренних и внешних угроз экономической безопасности Российской Федерации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту