рефераты по менеджменту

Экономика и менеджмент средств массовой информации

Страница
3

Примером чисто рыночных экономических систем могут служить США, Япония, Тайвань, Гонконг, страны Юго-Восточной Азии.

В странах Латинской Америки сформировался особый тип олигархического капитализма (велика роль буржуазной и военной олигархии, которая срастается с государственной бюрократией, велико имущественное расслоение в обществе). По мнению ряда экономистов, такой капитализм формируется сейчас в России, на Украине, в странах Закавказья и Средней Азии.

В научном плане различают макроэкономику -- науку об экономике как едином целом и микроэкономику -- науку об отдельных рынках и экономических аспектах, которая исследует деятельность отрасли, фирмы, такие частные направления как ценообразование или товарные услуги, или структура затрат, или налоговый режим в отношении данной отрасли, или бизнес-среда, то есть условия для функционирования рынка.

Если говорить о рынке масс-медиа, как о рынке, на котором реализуется специфический товар -- информация, продукция средства массовой информации, будь то печатные издания или теле и радио передачи, то следует сказать об условиях, о бизнес-среде для этого рынка. Несомненно в чисто плановой советской экономике, где все СМИ были в руках государства, а подписка и распространение подчинялись скорее административному распределению, рынка как такового не было.

В постсоветской ситуации в странах СНГ и Восточной Европы существуют где более, а где и менее благоприятные условия для становления рынка масс-медиа. Они зависят от политического режима в стране, от удельного веса государства в экономики, от степени либерализации экономики в целом, от уровня коммерциализации предприятий. Немаловажно, какие условия созданы для развития частной собственности и для приватизации, каково состояние национальной валюты, есть ли желающие инвестировать деньги в СМИ, или это остается монополией государства, какое налогообложение СМИ. Наконец, большую роль играет менталитет населения, его отношение к рыночной экономике, наличие образованных кадров, готовых работать в условиях рынка.

Если мы рассмотрим с этой точки зрения Беларусь, то мы увидим, что в политическом плане у нашего государства есть проблемы в отношениях с развитыми странами Запада. Мы увидим, что основные печатные СМИ находятся в руках государства, а телевидение и радио -- полностью национализированные. При этом приватизация СМИ и полиграфических предприятий запрещена. Государство сохраняет высокий удельный вес в экономике, хотя и пытается стабилизировать и либерализовать финансовый рынок. Уровень коммерциализации предприятий низок, а уровень административного вмешательства велик как на макро- так и на микроуровне. Налогообложение более жесткое, чем в России, где СМИ имеют льготы по налогу на прибыль и по НДС. У нас льготы имеют только государственные белорусско-язычные издания, и только гос. издания получают дотации из бюджета.

В общем, придерживаясь терминологии международных рыночных агентств, бизнес-среду для рынка масс-медиа в Беларуси можно было бы определить как умеренно плохую. Бывает хуже. Но у многих соседей -- в России, Польше, странах Балтии этот рынок фактически уже сформирован. У нас же есть лишь его ростки, не всегда пробившиеся через нормативные решетки государственного регулирования. Однако парадокс в том, что и гос.издания вынуждены коммерциализироваться и в большой мере воспринять рыночные правила. Xотя страховочная подкладка для них в виде дотаций и другой господдержки остается.

Любую редакцию или телерадиокомпанию можно рассматривать во-первых, как субъект социальной системы СМИ. И согласно Закону о печати и других СМИ она подлежит государственной регистрации именно в этом качестве. Печатные периодические издания регистрируются в Госкомпечати, издательства там получают лицензии на издательскую деятельность. Телерадиокомпании регистрируются в госорганах и получают лицензии на вещание в Гостелерадио и частотные каналы в Министерства связи.

Но с другой стороны, редакцию можно рассматривать как коммерческое предприятие. Это самостоятельный, с правами юридического лица, со своим счетом в банке субъект хозяйствования, действующий в условиях самофинансирования и стремящийся получить прибыль, реализуя товар. Товар специфический, необычный -- интеллектуальный, если хотите идеологический. Он стал продуктом творчества журналистов и воплощен на конкретных носителях -- средствах массовой коммуникации. На печатном листе газеты или журнала, в передаваемых в эфир радио и теле передачах, в электронной версии СМИ, которые размещаются в Интернет, наконец.

Значит, как и любое коммерческое предприятие редакция встроена в рыночную экономическую систему.

Исходя из этого петербургский исследователь Валентин Ворошилов в своем свеженьком учебнике дает такое определение: "современная экономика журналистики -- это совокупность общественных отношений в области производства, распределения, обмена и потребления результатов журналистской деятельности на основе рыночного механизма хозяйствования". А рынок предполагает прежде всего конкуренцию. Цель редакции - чтобы этот рынок -- как совокупность существующих и потенциальных покупателей информации -- позитивно принял продукт ее творчества и производства, чтобы интесивнее был обмен, росла прибыль от него, чтобы увеличилась активная доля рынка за счет привлечения потенциальных читателей, слушателей, зрителей.

Основные и оборотные средства

Материальное обеспечение производства СМИ прежде всего предполагает наличие капитала. Как и в других отраслях экономики, как и в любом ином предприятии речь идет об основном капитале (основных фондах) и оборотном капитале (оборотные средства). В нашем случае, в отрасли СМИ к основному капиталу будут относиться недвижимость (помещения) и средства производства (станки, машины, компьютеры и программное обеспечение, оргтехника, типографское оборудование, транспортные средства, технические средства радио и видеозаписи, устройства обрабатывающие и передающие радио и теле сигнал).

Уставной фонд предприятия -это сумма основных и оборотных средств для обеспечения производственной деятельности. Величина УФ отражается в балансе предприятия и зависит от наличия производственных основных фондов и товарно-материальных ценностей, которые вовлечены в производство.

Бухгалтеры анализируют экономические показатели с помощью балансов.

Баланс предприятия – система показателей, характеризующих соотношение или равновесие в разных составляющих капитала (фондов). Бухгалтерский баланс важен так как это форма отчетности, отражающая размещение средств, как собственных, так и заемных и их источников на определенную дату. Баланс подводится в денежном выражении. Он составляется в виде двусторонней таблицы: средства предприятия по составу и размещению -- актив баланса, источники средств -- пассив баланса. Актив -- основные, оборотные средства, денежные средства и прочие активы, средства на капитальное строительство, затраты на формирование основных фондов. Активы могут быть как материальными, так и нематериальными. Актив -- часть баланса, которая отражает все принадлежащие предприятию материальные ценности, деньги и его долговые обязательства.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту