рефераты по менеджменту

Формирование общественно-государственной системы управления туризмом на местном уровне на примере самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма в Томске и Томской области

Страница
9

Саморегуляция. С развитием демократических и партийных систем, систем сдержек и противовесов, демократия трансформируется, укрепляется, оказывается способной интегрировать способы организации (парламентаризм, президентство и т.д.). С развитием и усложнением политических систем возникает необходимость их гибкой перестройки и реакций на сложные социальные процессы. Возникает всё более осмысленное понимание того, что эти процесс необходимо регулировать. Возникает демократия участия, предполагающая постоянную дискуссию и инновацию. Это демократия осознанного открытия новых процедур политического саморегулирования и регулирования.

Самовоспроизведение. Деятельность индивидуума, социальной группы, общества в целом должно осуществляться в соответствии с данным принципом так, что до тех пор, пока этот индивидуум, социальная или общественная группа будет востребована обществом, до тех пор должны сохраняться условия их воссоздания. Как только индивидуум, социальная группа исчерпает возможности своей целевой функции и перестанет соответствовать своему предназначению, то условия воспроизведения исчезнут, и принцип самовоспроизведения перестанет «работать»; разрушается баланс интересов и данный тип индивидуумов, специалистов, социальных групп, общественных организаций становится не востребованным на соответствующем уровне иерархии общества. До тех пор же, пока в обществе существует потребность в той или иной социальной группе, до тех пор должны существовать механизмы её воспроизведения. Для индивидуумов, обладающих определенными знаниями, общественными и профессиональными навыками, большое значение для воспроизведения имеют условия воспитания, образования, опыта работы и конкурсного отбора индивидуумов.

Саморазвитие. Самовоспроизведение той или иной части социального общества ещё не означает, что будут обеспечены условия для саморазвития этой части общества. В количественном отношении этот принцип означает наличие соответствующих стимулов к самовоспроизведению. В качественном выражении, путем трансформации их собственных целевых функций, должны предусматриваться стимулы к переходу соответствующего индивидуума или социальной группы к решению перспективных задач на более высоком уровне иерархии общества. Существует опасность, вытекающая из закономерности интеграции сложных систем, в том, что за счет усложнения мультидвойственных отношений, когда в предельном случае эти отношения устанавливаются по принципу «каждый с каждым», демократические институты становятся не эффективными, отношения субординации становятся всё слабее, государство «отмирает». Поэтому в современном обществе должны быть созданы специальные органы саморазвития государства и общества, которые будут заниматься системным анализом эволюции мультидвойственных социальных отношений и на основе этого анализа создавать соответствующую законодательную базу, осуществлять «прополку» избыточных социальных связей, удалять «сорняки». Очевидно, что такие органы должны входить в структуру всех самодостаточных социальных образований. Должны быть в законодательном порядке оформлены условия, обеспечивающие принцип саморазвития тех или иных социальных членов общества, должны быть разработаны инструменты и методы научного прогнозирования спроса и предложения этих членов общества на ближайшую и отдаленную перспективы.

Механизмы саморазвития предусматривают мероприятия по профилактике социальных систем и подсистем, удаление не нужных, отживших систем и восстановление, регенерация ослабленных, но важных для систем элементов и подсистем. Если профилактика будет не эффективной, то в системе будут возникать различные болезни. По этой причине и механизмы саморазвития будут также работать не эффективно, т.к. своевременно не будет осуществляться «чистка», «прополка» и «смазка» системы, не будут подготовлены условия для выявления ростков нового и создания стимулов для их развития. Главная функция саморазвития заключается в естественном или искусственном отборе (селекции) наиболее жизнеспособных элементов и подсистем. В социальных системах такие жизнеспособные элементы выявляются в результате соответствующего воспитания, обучения и конкурсного отбора.

Социальная самоорганизация как условие развития местного самоуправления. В современной социальной мысли социальная самоорганизация интерпретируется как способность населения к социальному взаимодействию на уровне согласования социальнозначимых целей. Социальная самоорганизация общества – есть результат самовоспроизводства устойчивых структур культурной традиции и коллективной идентичности. Культурная традиция отражает феномен повторяемости, нормативности социального порядка. В российском обществе социальная самоорганизация формируется под влиянием импульсивной социальной адаптации.

Особенностью туристского и интеллектуального продукта, вырабатываемого участниками самодеятельного туристского движения, является его нерыночный (некоммерческий характер). Это его огромное отличие от туристского коммерческого сектора. Структуры, продуцирующие компоненты этого продукта, находятся в так называемом «третьем секторе» экономики. Наше исследование будет не полным без учета особенностей его существования и рассмотрения перспектив развития. И только после мы сможем сформулировать для себя ответы на вопрос, «каким же должно быть управление самодеятельным туризмом».

Третий сектор экономики, по мнению Артёма Шадрина, сотрудника Института экономических проблем переходного периода, включает в себя организации, не ставящие перед собой целью извлечение прибыли, и отличается от государственного и «бизнес» - секторов экономики. Существование третьего сектора экономики обосновано существованием «провалов» рынка, описываемых, в частности, экономической теорией общественных благ и наличием положительных внешних эффектов социальных расходов.

Когда рыночная система оказывается не в состоянии эффективно удовлетворить существующие потребности (например, финансирование экологических, научных, образовательных, медицинских, культурных программ, социальной помощи), а государство удовлетворяет эти потребности в недостаточной степени, открывается место перед неприбыльным сектором экономики. Источниками финансирования неприбыльного сектора служат частные пожертвования, государственные гранты и собственно коммерческая деятельность (некоммерческий статус запрещает лишь использование получаемой прибыли на выплату каких-либо дивидендов, и требует направления средств на уставные цели организации).

Наличие конкуренции среди организаций третьего сектора резко повышает эффективность работы по сравнению с государственными институтами, что позволяет использовать их потенциал в исполнительной части социальных программ, финансируемых государством. При этом государству становится выгодно выводить благотворительные пожертвования из-под налогообложения, увеличивая тем самым общий объем средств, привлекаемых для финансирования общественно-значимых направлений, без увеличения общей налоговой нагрузки.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту