рефераты по менеджменту

Формальное и неформальное управление: проблемы сочетания

Страница
14

Конечно, можно критиковать методологию Хоторнского исследования, но все же, в основном благодаря исследованиям поведенческих наук, уходящих свои­ми корнями в эксперименты Мэйо, мы теперь имеем гораздо более ясное пред­ставление о природе и динамике формальных и неформальных групп в трудовом коллективе.

Конфликты в группе

Под конфликтом понимают возникшее устойчивое противостояние. Сближение мнений, компромисс в конфликте достигаются путем аргументированных убеждений, обеспечивающие понимание. Их типология разнообразна.

Конфликты в группе можно классифицировать как:

-внутренние (внутриличностные, межличностные, между личностью и группой);

-внешние (межгрупповые, между группой и организацией).

Межличностный конфликт — один из типов, класси­фикация которых проведена по субъектам конфликта: личность, группа, организация и т.д. Само название го­ворит о том, что субъектами здесь являются отдельные личности. Этот тип конфликта также отличается значи­тельным разнообразием. Можно выделить конфликты «горизонтальные» (между сотрудниками, не находящи­мися в соподчинении) и «вертикальные» (между со­трудником и его руководителем). Различают конфликты продолжительные и краткосрочные (по времени между их появлением и разрешением). Можно классифициро­вать их в соответствии с их динамикой: зарождающие­ся, состоявшиеся, разрешимые, неразрешимые, застыв­шие и развивающиеся, ведущие к столкновениям, ката­строфам и др.

Межличностные конфликты могут быть рассмотрены по их источникам в соответствии с каждым компонентом организационного поведения.

Конфликт позиций состоит в том, что позиции, доми­нирующей в профессиональном поведении — качествен­но и в срок выполнить работу, противопоставляются другие: «Не хочу утомляться, берегу свое здоровье»; «Я не буду это делать — это безнравственно»; «Я — мать, и интересы семьи для меня важнее»; «Я не верю в успех этого дела». Этот ряд можно продолжать до бесконечности, и суть не в том, чья позиция более правильная или менее правиль­ная, а в том, что первая сторона занимает социальную позицию, а вторая — сдви­нута на иное основание. Необходимо сближение позиций.

Конфликт потребностей в значительной степени опре­деляется позицией. Одни занимают позицию «делаю свое дело» и стараются реализовать материальные потребности, другим с такой же позицией нужно признание, третьим — поддержка и т.д. Вторые, кроме потребности делать свое дело, хотят удовлетворить потребность в общении, а третьим необходимо человеческое участие, позитивная эмоциональная среда. Несоответствие потребностей (в их количестве и качестве) на первой стадии проявляется как проблема, затруднение в общении, а далее как конфликт отсутствия общих интересов, а также претензий на одно и то же. Взаимопонимание, взаимоуступка и есть тот ком­промисс, который позволит разрешить, а еще лучше, пре­дотвратить конфликт.

Конфликт норм состоит в значительном несоответст­вии правил поведения, критериев деятельности, профес­сиональной компетентности, информированности, внут­ренней культуры. Такие конфликты редко возникают в группе, где все ее члены работают вместе длительное время, где сложилась некая субкультура коллектива, сформировался определенный инвариант правил, норм, критериев, за пределами которого есть у каждого свое отличное, но при совместной деятельности это находится на периферии по сравнению с тем общим, что устойчиво признано всеми.

Конфликт такого типа может возникнуть при появле­нии в группе нового человека. Процесс его адаптации не всегда односторонний, поскольку он является носителем иной культуры и определенным образом воздействует на группу, обогащая ее. Иногда консервативно настроенная группа не желает что-либо менять и противопоставляет свое традиционное появившемуся новому. Именно такие ситуации породили поговорку «В чужой монастырь со своими законами не ходят» и ей подобные.

Конфликт способностей, методов, способов наиболее распространен в группах, так как неповторимость инди­вида не соответствует даже у единомышленников. О ка­ких способностях идет речь? О самых главных: мыслить, говорить, действовать и про­чих, производных от них.

Столь распространенная способность мыслить край­ними категориями, по зако­нам мышления вызывает столь же крайне противопо­ложное мнение. Если человек достаточно образован, вла­деет в своих действиях правилом, что истина находится посередине, то он сможет приблизить к себе собеседни­ка, чтобы потом постепенно повести на свою позицию. Когда этого движения навстречу друг другу на общую позицию нет, возникает перепалка, перебранка. Это модель бессмысленной борьбы, противостояния по принципу «стоять на своем, до конца, насмерть».

Конфликт возникает и у единомышленников из-за не­желания, неумения услышать. Говорят, что истина не в ус­тах говорящего, а в устах слушающего. Вопросы «что сказал?» и «что услышал?» не отличаются адекватностью, так же как вопросы «что хотел сказать?» и «что сказал?». Это проблемы коммуникаций, коммуникативных барьеров, «шумов». Если учесть три ключевых вопроса осозна­ния коммуникаций с одной и другой стороны («для че­го?», «что?», «как?»), то процесс коммуникации, фили­гранно организованный, — очень трудный процесс. Это обмен содержанием, информацией. Один его начинает, а другой, прежде чем в него вступить, со скоростью мысли реагирует: «Для чего он мне это говорит?», «Для чего он меня об этом спрашивает?» И в зависимости от того, ка­кой найдет ответ, совершит ответное действие.

Вопрос «для чего?» и умение отвечать на него — кри­терий взрослости сознания. Взрослый понимает: нельзя что-то говорить другому, если ему это неинтересно, не­нужно, нежелательно. Особо осторожного обращения требуют тезисы — вопросы. Вопрос — это запрос на оп­ределенную дозу содержания. Если оно запрошено для понимания, тогда, пожалуйста, так как понимание нужно обеим сторонам. В этом случае вопрос задается в жанре: «Правильно ли я Вас понял .» Если вопрос ставится в экзаменационном жанре, то в обычной коммуникации (не на экзамене) он вызывает раздражение, ответную ре­акцию: «А зачем я должен отвечать?». Говорящий повест­вовательно предъявляет свои мысли тезисно (о чем и что), чтобы быть понятым. Это следующий этап развития коммуникативных способностей, когда уже ясно, для чего, для какой цели предъявляю свои тезисы. Говоря­щий опять-таки ориентирован не на себя, а на другого, чтобы тезис был принят, а не повис никем не принятый.

Тезис есть продукт ин­теллектуальный, и при всей его полезности он может быть непривлекательным, не вызывающим положительных эмоций. Его интеллектуаль­ная упаковка сопровождается эмоциональными одеждами, т.е. он произносится либо ласково, мягко, либо жестко, грубо, гневно и т.п., вызывая адекватные эмоции у собеседника, еще не успевшего оценить интеллектуальную значимость тезиса. Он, кроме того, сопровождается мимикой, жестом, позой, которые уже имеют воздействие на зрительное восприятие, пока еще не сделал свое дело слух. Вопрос «как?» имеет немаловажное значение для эффективности коммуникаций.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту