рефераты по менеджменту

Сущность и значение стандартизации

Страница
1

Качество продукции как один из основных факторов успешной деятельности предприятия.

В последнее время мы все чаще и чаще встречаемся с такими понятиями как качество, надежность, конкурентоспособность и безопасность продукции, говорим о сертификации продукции, требуем соблюдения закона о защите прав потребителей.

Все это свидетельствует об изменении нашего отношения к качеству товаров и услуг, причем не только как потребителей, но и как производителей. И это понятно: в рыночных условиях никакие инвестиции не спасут предприятие, если оно не сможет обеспечить конкурентоспособность своей продукции или услуг. Основой конкурентоспособности является качество.

Качество продукции – совокупность свойств и мера полезности продукции, обуславливающие ее способность удовлетворять определенные общественные и личные потребности.

Улучшение качества продукции - важное условие повышения эффективности общественного производства.

И хотя кроме качества, в конкурентоспособность входит цена, сроки поставки, гарантии, сервисное обслуживание и ряд других слагаемых, именно качеству отдают предпочтение покупатели и заказчики при выборе продукции.

Для обеспечения качества нужна не только соответствующая материальная база и заинтересованный, квалифицированный персонал, но и четкое управление качеством. Отсюда такой повышенный интерес к управлению качеством со стороны предприятий , осознавших истину: нельзя рассчитывать на стабильное обеспечение качества продукции без внедрения системы в работе по качеству (системы качества), отвечающей современному уровню организации работ в этой области.

При внедрении тотального управления качеством главным приоритетом в работе предприятия является безусловное выполнение требований к качеству продукции. Ибо как уже было сказано , основой обеспечения устойчивой и эффективной работы предприятия в условиях рынка служит конкурентоспособность, а, значит , - стабильность требуемого качества выпускаемой продукции.

Конкурентоспособная продукция обеспечивает конкурентоспособность предприятий , а, это, естественно, оказывает положительное влияние на развитие экономики в целом. Так что качество продукции – это не просто частная проблема для отдельных производителей. Она неизбежно вырастает в общенациональную проблему качества жизни населения.

Кроме обеспечения конкурентоспособности , выпуск добротной продукции диктуется необходимостью обеспечения ее безопасности и экологической чистоты , что контролируется государственными органами на основе специальных законов. Продукция и технология должны быть безопасны для населения и не наносить ущерба окружающей среде по вине тех , кто не хочет или не может обеспечить требуемое качество.

Улучшение качества готовой продукции, в свою очередь требует повышение качества сырья, материалов, комплектующих изделий , внедрение новых прогрессивных технологий и методов организации производства и труда. Поэтому задача повышения качества продукции приобретает комплексный характер и затрагивает все отрасли промышленности.

Повысить качество – это значит из того же количества сырья и материалов выпустить продукцию, более полно удовлетворяющую общественные потребности.

Эффект от повышения качества продукции имеет разнообразные формы выражения - прямая экономия материалов и энергии, получение большего количества продукции на единицу затрат труда, снижение себестоимости и рост прибыли , ускорение экономического и социального развития предприятия.

В повышении качества продукции заинтересованы как ее изготовители , так и потребители, а также государство.

Проблема качества актуальна абсолютно для всех товаров и услуг. Особенно остро это проявляется при переходе к рыночной экономике. К работе в условиях жесткой конкуренции российским предпринимателям нужно быть готовыми уже сегодня. Предприятия любой формы собственности, не уделяющие внимания вопросам качества, будут просто разорены , им не помогут никакие протекционистские меры государства.

Сложности российской экономики проявляются не только в снижении объемов производств , взаимных неплатежах , но и в ее качественных характеристиках . Технология отечественного производства , технический уровень капитального оборудования , как правило, значительно ниже , чем в индустриально развитых странах. Но даже если достаточно оперативно осуществить модернизацию производства, создать новые технологии, оправдать эти затраты на инвестиции возможно будет только за счет выпуска конкурентоспособной продукции или услуги , пользующейся спросом у потребителя.

Примеры развития передовых промышленных стран показывают , что решение проблем качества должно стать национальной идеей , носить всеобщий характер, что требует массового обучения и профессиональной подготовки всех слоев общества от рядового потребителя до руководителя любого уровня.

Стандартизация

Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям: традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), перечисление Р, Законом РФ «О стандартизации» 1993 г. и ГСС РФ); образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»); медицинская (организуется и осуществляется во исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»); социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов»).

Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются – стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие.

Стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях

науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности.

Из определения следует, что стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности.

Объект стандартизации

Объект стандартизации – это конкретная продукция, конкретные услуги, конкретные работы (конкретный производственный процесс) или группы однородной конкретной продукции, группы однородных конкретных услуг, группы однородных конкретных производственных процессов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2020 рефераты по менеджменту