рефераты по менеджменту

Стратегия кредитного риск-менеджмента

Страница
3

По своей функциональной значимости рисковые кредитные стратегии обеспечивают постоянный банковский потенциал прибыльности, в то время как службы банка, осуществляющие тактическое и оперативное управление рисками, превращают потенциал в реальную прибыль. Такая консолидация целей рисковых кредитных стратегий и тактических задач, стратегического и текущего планирования позволяют банкам искусно управлять областью негативной реализации кредитных рисков.

Рисковая кредитная стратегия должна отражать отношение финансового института к кредитному риску в целом и устанавливать, в частности: кредитные лимиты по контрагентам и по портфелю в целом; целевое соотношение доходности и подверженности кредитному риску; приоритеты по предоставлению кредитных ресурсов (типы долговых обязательств, секторы экономики, регионы, валюта, сроки, доходность и т. д.); желаемые характеристики кредитного портфеля, включая предельный уровень концентрации кредитного риска; внутренние нормативы достаточности капитала, резервируемого под покрытие потерь вследствие кредитного риска и порядок их расчета и др.

Таким образом, можно сделать вывод, что кредитная стратегия должна быть определена с точки зрения качества кредитного продукта, прибыли, перспектив развития бизнеса, приемлемого соотношения риска и доходности, величины резервов и собственного капитала. Она должна учитывать цикличность развития экономики и ее влияние на кредитный портфель финансового института. На основе оценки этого влияния формулируются условия инвестиций в долговые обязательства и предоставления кредитных ресурсов, которые должны пересматриваться на регулярной основе.

Высшее руководство финансового института должно отвечать за утверждение и периодический пересмотр кредитной стратегии. Кредитная политика и процесс управления кредитными рисками предприятия должны быть доведены до сведения уполномоченных лиц, а кредитный персонал должен четко понимать и быть способным реализовывать политику финансового института. В функции руководителей среднего звена входит разработка, внедрение и контроль соблюдения внутрифирменных методик и моделей, детализирующих принятую стратегию.

Стратегическое управление кредитным риском помимо стадии определения рисковой кредитной стратегии включает и стадию разработки кредитной политики. На данной стадии банк обозначает цели, которые планирует достичь в результате реализации кредитной политики, выбирает сектор экономики, в котором целесообразно проводить кредитные операции в данный момент, определяет свою клиентуру и кредитные продукты, т. е. выбирает основные стратегические ориентиры внедрения на рынок кредитных услуг.

Кредитная политика — документ, который устанавливает основные принципы кредитования, приоритеты и наиболее существенные правила (стандарты и нормы), которые регулируют кредитный процесс, и должны обеспечить формирование качественного и прибыльного кредитного портфеля. Под кредитной политикой коммерческого банка понимается совокупность мероприятий, направленных на создание условий для эффективного размещения имеющихся средств и ставящих целью обеспечение стабильного роста прибыли банка. Каждый банк разрабатывает собственную кредитную политику, в которой учитываются экономические, политические, географические, организационно-правовые и другие факторы, оказывающие влияние на его деятельность. По мнению экспертов Всемирного банка, кредитная политика «создает основу всего процесса управления кредитами».

В кредитной политике формулируется общая цель и определяются пути ее достижения. Целью кредитной политики банка является создание высококачественных активов, которые обеспечивают постоянный плановый уровень доходности; вкладывание кредитных средств в экономически перспективные, рентабельные проекты; разработка и активное внедрение новых кредитных технологий, кредитных продуктов и услуг; укрепление и повышение конкурентоспособности на рынке; повышение качества предоставляемых услуг. Основными задачами кредитной политики банка являются: обеспечение высокодоходного размещения средств банка в гривнях и иностранной валюте; постоянный контроль над структурой кредитного портфеля и их качественным составом; предоставление надежных и рентабельных кредитов; минимизация и диверсификация кредитных рисков.

Принципы кредитной политики составляют основу стратегии банка, имея как общие, так и специфические черты для отдельных банков. Наиболее общие характеристики выглядят примерно следующим образом:

Консерватизм. Банку следует придерживаться консервативной кредитной политики, стараясь полностью покрывать свои риски. Кредит выдается только надежным заемщикам, имеющим высокое качество менеджмента.

Приоритет наличия обеспечения. Важнейшим условием решения о выдаче кредита должно быть наличие достаточно ликвидного обеспечения, стоимость которого с учетом дисконта, учитывающего издержки на реализацию залога и его возможное обесценение, должна быть достаточна для покрытия основной суммы кредита и процентов по нему. Залог должен быть застрахован.

Контроль целевого использования кредита, сохранности залога, финансового состояния клиента. Следует изыскать возможность контролировать действия клиента и его финансовые потоки путем оплаты его счетов, а также поступлений, сохранности залога и т. д. После выдачи проводится мониторинг финансового состояния клиентов.

Диверсификация кредитного портфеля. Банк должен придерживаться диверсификации кредитного портфеля, по возможности ограничивая концентрацию кредитов по однотипным сферам бизнеса, отраслям, регионам, видам залога и т. д. Немаловажным фактором снижения риска является предпочтение выдачи большего числа меньших кредитов, нежели меньшего числа более крупных.

Ограничение риска на одного заемщика. Другим важнейшим следствием диверсификации является ограничение риска на одного заемщика. Риск устанавливается в зависимости от типа заемщика.

Ограничение совокупного кредитного риска. В зависимости от степени ликвидности банка, наличия депозитной базы и величины капитала, нормативов ЦБ устанавливается максимальный кредитный риск на банк, т. е. ограничение на размер кредитного портфеля банка в целом. Активный маркетинг надежных заемщиков. Для обеспечения качества кредитного портфеля следует вести активный поиск надежных заемщиков, особенно среди клиентов банка.

Такая стратегия является важнейшим фактором развития клиентской базы.

Следующим немаловажным моментом является перечисление и описание приемлемых для банка видов кредитов. В целях повышения конкурентоспособности кредитные подразделения банков разрабатывают методики оценки кредитного риска одного или группы заемщиков, описывают индивидуальные условия кредитования для каждого клиента.

оскольку кредитная политика является одним из важнейших стратегических документов, напрямую связанных с управлением кредитными рисками, постольку к нему должно быть самое пристальное внимание со стороны руководства банка и работников, непосредственно находящихся в орбите действия кредитных рисков. Как отмечает Эдгар Морсман [3], документами по кредитной политике располагают практически все банки. Однако подчас кредитная политика служит лишь для того, чтобы «отмазаться» от требований органов банковского надзора, а не для того, чтобы выразить понимание ситуации и перспектив развития Советом и менеджментом. В этом случае кредитная политика — бесполезная бумага, а не отражение реального рыночного места банка. Такая политика не работает. Внешняя очевидность содержания такого рода документа таит достаточно существенную опасность, поскольку, при его отсутствии каждый сотрудник организации замещает собственно политику своим о ней представлением. Вместе с тем крайне важно, чтобы все участвующие в процессе люди на различных уровнях руководствовались едиными целями и единым понятийным аппаратом. Обычно политика в области управления рисками представляет собой сочетание качественных целей и описаний рыночной стратегии компании, а также количественных ориентиров в отношении целевых объемов операций и возможной меры подверженности риску. Кредитная политика банка предусматривает разработку механизмов реализации рисковой стратегии. К ним относятся: формирование системы внутренних кредитных рейтингов; усовершенствование регламентов и процедур (в т. ч. централизации и децентрализации принятия решений); установление лимитов (портфельных, концентрации, отраслевых, максимального размера на одного заемщика, максимального срока кредитования и т. п.); мониторинг поведенческих характеристик открытых рисковых позиций; корректирование и регулирование негативных отклонений в траектории их прохождения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту