рефераты по менеджменту

Социально-экономическая ответственность организации как функция управления

Страница
11

"Целостность" - есть "плод развертывания всех потенциалов системных", "внутреннее интегрированное, органичное и многомерное единство сложившихся системных качеств", а сама концепция целостности может рассматриваться как "высший уровень и вершинный результат восходящей линии развития"[40].

Без регулирующей роли государства рыночная экономика не может быть ни социально ориентированной, ни эффективной и это доказано мировым опытом. Механизм государственного регулирования достаточно тонок, сложен и многообразен и не исчерпывается определением его масштабов, объемом государственной собственности. Неизменными всегда остаются такие его функции как защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства, стимулирование деловой активности и борьба с монополизмом, обеспечение законности и правопорядка и некоторые другие, меняться могут лишь механизмы и методы их осуществления.

Такие задачи как утверждение и обеспечение законности, поддержание стабильной политической обстановки, финансирование социальной сферы, ее базовых услуг, поддержка незащищенных слоев населения и защита окружающей среды - могут быть отнесены к фундаментальным задачам любого государства. И мировая практика демонстрирует сегодня усиление роли государства в регулировании социальных процессов.

Формирование предпринимательского слоя и успехи предпринимательской деятельности не могут не зависеть от того, какое место в духовной сфере займет блок социальных мотиваций, которыми они руководствуются. И в связи с этим представляется актуальным рассмотреть становление предпринимательства в социально-культурном аспекте.

Какое место предпринимательские ориентации занимают в российской культуре? Возможно ли его развитие в современную эпоху в плане преемственности дореволюционных традиций? Сможет ли российское предпринимательство формироваться на основе собственных национальных особенностей развития бизнеса, приобрести российское лицо. Эти вопросы так или иначе возникают у исследователей и от их решения может во многом зависеть успешность становления предпринимательства как явления, развития рыночной экономики в целом.

Традиции российского предпринимательства были прерваны революцией 1917 года или точнее проведением политики военного коммунизма, и последующие годы навязывалась населению принципиально иная идеология. Но тем не менее интересно проанализировать саму сущность предпринимательской деятельности в те времена и ее идеологические корни.

Образ дореволюционного предпринимателя сложно трактовать однозначно, он сам по себе разнообразен и противоречив, и тем не менее можно выделить в нем некоторые отличительные черты, национальные особенности.

Во-первых, индивидуализм и практицизм в дореволюционной России, равно как и стремление к материальному благополучию и богатству, играли заметную роль. Общественное мнение негативно воспринимало лишь крайние проявления таковых черт - в уродливых и преступных форма. За подтверждением далеко ходить не надо; не обязательно изучать специальные архивы, достаточно обращения к русской литературе. Из нее можно почерпнуть многочисленные подтверждения уважения народа к инициативе и деловой сметке, расчетливости и справедливости. Не ускользает при этом из поля зрения и восхищение русских писателей хорошо налаженным хозяйством.

При этом в русской культуре отсутствует "культ богатства", "образ сильной личности", что так характерно для западных культур, и что фактически оказывалось чуждым нашей. На российскую хозяйственность, всю деловую жизнь несомненно влияло и православие; в нем есть принципиальные отличия от протестантской этики, под влиянием которой так или иначе формировались капиталистические отношения европейских стран и Америки. Об этом, в частности, свидетельствует известный труд М. Вебера и проведенные им исследования.

В протестантстве хозяйственная деятельность фактически приобретает сакральный смысл, аналогов чего найти в православии так и не удается. В последнем высшим религиозным устремлением является удаление от мирской жизни. Трудолюбие несомненно выступает значимой добродетелью, но главное внимание должно отводиться духовному служению. До некоторой степени культ труда сохранялся у старообрядцев, которых в целом отличало большое трудолюбие и высокая предпринимательская активность. Но большинство населения, придерживаясь православной веры, в качестве наиболее значимой духовной ценности по меньшей мере предпочитала избирать "служение высшему общественному идеалу, государству"[41]. При этом все попытки модернизации России, предпринимаемые представителями царской фамилии, либо прогрессивной интеллигенцией, так или иначе осуществлялись "во имя Великой России"[42].

Предпринимательская "жилка" в большей мере была свойственна купечеству, и его ценностные ориентации так или иначе имели "восхождение вверх". Поддержка государства во время войн и разного рода пожертвования, хотя и не лишенные корысти, можно было отнести к устойчивым и престижным традициям купечества. В нем получает свое наибольшее развитие благотворительная деятельность, как исполнение своего долга перед обществом. Причем сама хозяйственная деятельность опять же строилась не столько как источник наживы, а выполнение некоторой миссии, возлагаемой свыше. Бог наделил имуществом, "дал возможность пользоваться и потребует отчета"[43] - таковым можно было в наиболее общем виде считать мировоззрение купеческой среды. И коллекционирование, как одна из форм благотворительности, может быть рассматриваемо как выполнение своего долга перед обществом.

И тем не менее "соборность", устремления к гармонии и другие качества российского народа не следует рассматривать как главные и единственно значимые его черты. Дворянство, к слову сказать, так или иначе относилось к купечеству с определенной долей пренебрежения и неуважения, хотя последнее все больше ценило образованность и выказывало стремление заботиться о судьбах народа. В сущности и купечество, и дворянство, и крестьяне, и разночинцы - все были движимы идеей служения Отечеству, на которую оказывало влияние исполнение своего религиозного долга.

Социально-культурные корни общественно-полезной деятельности состояли в желании увековечить свое имя в истории России и снискать уважение и признательность современников и потомков. Отчасти из-за того, что хозяйственная деятельность не являлась самоцелью в России так и не получили развития до европейского уровня капиталистические отношения, и буржуазия не заняла ведущее место в общественной структуре. Необходимость труда как долга присутствует и в протестантской культуре, но там это означает долг перед Богом, а в православии это еще и долг перед обществом.

Сегодня нередко можно слышать призывы к осуществлению благотворительной деятельности и меценатства нарождающимся классом предпринимателей, ссылаясь при этом на необходимость продолжить российские традиции. Но при этом либо забывают, либо и вовсе незнакомы с иной деятельностью предпринимателей, которая может быть названа несением социальной ответственности за ее результаты.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту