рефераты по менеджменту

Совершенствование оплаты труда работников сельского хозяйства (на примере СПК "Ляховичский")

Страница
6

Контракт по найму руководителя государственного предприятия, основанного на республиканской собственности, заключается между руководителем и соответствующим министерством, ведомством, а предприятия коммунальной собственности — между местным Советом депутатов и руководителем.

Контракт должен заключаться на срок не менее двух лет и, как правило, на конкурсной основе.

В контракте предусматриваются:

▪ обязанности и права руководителя в сфере управления и трудовых отношений с конкретизацией функций и показателей работы госпредприятия (рост объема производства, товарооборота, прибыли и др.);

▪ условия материального обеспечения — оплата труда в зависимости от объема и эффективности хозяйственной деятельности, уровня заработной платы работников;

▪ ответственность руководителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта, за результаты деятельности предприятия, сохранность и целевое использование имущества;

▪ обязанности, права и ответственность органа, заключающего контракт с руководителем предприятия;

▪ срок действия контракта;

▪ порядок изменения, прекращения, продления и перезаключения контракта.

В контракте в числе обязательных условий могут быть предусмотрены обеспечение роста прибыли, повышение уровня рентабельности, внедрение прогрессивных технологий и др.

В совместных и других негосударственных предприятиях на контрактной форме оплаты труда находятся обычно все работники.

Выбор той или другой формы оплаты труда обычно обусловливается особенностями технологии и организации производства, обеспечения качества продукции, форм организации труда и обеспечения рабочей силой. Но все эти факторы характеризуют формы оплаты труда в основном лишь с точки зрения технических условий и возможностей разграничения сферы их применения: повременная оплата вводится там, где невозможно использовать сдельную. Действительно, главным признаком размежевания двух форм оплаты труда является возможность количественного измерения производительности труда.

За годы реформирования экономики в Республике Беларусь сложился определенный механизм организации и регулирования заработной платы, основанный на сочетании функций государственного и коллективно- договорного регулирования, и направленный на обеспечение необходимых условий для стабилизации жизненного уровня населения. Тем не менее, на пути дальнейшего реформирования заработной платы существенным препятствием является общее состояние экономики, требующее внесение необходимых корректировок в механизм организации заработной платы. Возникшие за первые годы реформирования экономики негативные тенденции в оплате труда и трудовых отношениях не устранены и в настоящее время.

Во-первых, это фактически состоявшееся обесценение рабочей силы и падение уровня жизни населения.

Во-вторых, в отдельных отраслях экономики и на многих предприятиях хозрасчетной сферы сохраняется необоснованная дифференциация размеров оплаты труда по профессионально-квалификационным группам и категориям работников.

В-третьих, на многих предприятиях и организациях всех отраслей, зачастую, производятся значительные выплаты, не связанные с результатами труда.

Как показывают расчеты, доля заработной платы в национальном доходе Республики Беларусь не превышает 34%, в то время как в развитых странах она составляет более половины его, например, в США – более 60%. Это деформирует спрос и предложение рабочей силы, негативно воздействует на рост и предложение рынка труда. Однако, согласно программе социально-экономического развития Республики Беларусь, в 2005 г. предполагается рост доли заработной платы в ВВП страны до 45%, а среднемесячной зарплаты работников народного хозяйства – до 250 дол.[13, с. 18-20]

Стабилизационные процессы в экономике Республики Беларусь позволили обеспечить рост реальной заработной платы во всех отраслях экономики. Ежегодно повышаются минимальная заработная плата и тарифная сетка работников. Однако, к сожалению, зарплата не отражает полной стоимости рабочей силы. Поэтому, целью дальнейшего совершенствования оплаты труда является кардинальное повышение ее размера.

Фактически в бывшем СССР и в Республике Беларусь проводилась и проводится политика сдерживания роста заработной платы, что крайне негативно влияет на показатели эффективности и качества труда. Расхожее мнение о высоком качестве трудовых ресурсов в нашей стране, скорее всего, является утверждением желаемого, а не отражением действительности. Ведь, высокое качество труда должно характеризоваться высоким уровнем конкурентоспособности производимой продукции, а этого не было ранее и везде не наблюдается сегодня. Для того чтобы обеспечить более сносное свое существование, как в производственной, так и в непроизводственной сферах массовое распространение среди работников получило совместительство, совмещение профессий и должностей. В таких условиях высокая интенсивность труда и занятость работников не позволяют обеспечивать полноценное восстановление трудовой активности, а соответственно и качество труда. Снижение реальных доходов во многом вызвано постоянно текущим в стране за последние годы инфляционным процессом, при котором рост оплаты труда волевыми мерами постоянно отстает от роста цен. По уровню доходов на душу населения наша страна оказалась далеко позади от ведущих стран мира. Крайне низкий доход населения отрицательно сказывается на покупательном спросе, а соответственно на работе различных отраслей народного хозяйства, транспорта, сферы услуг, отдыха, культуры, спорта и др. Сложившееся положение нужно исправлять как можно быстрее.[1, с. 19-23]

За годы перехода к рыночной экономике в сельскохозяйственных предприятиях Республики Беларусь сложился низкий уровень оплаты труда. Так, в прошлом году, несмотря на опережающие темпы роста заработной платы в сельском хозяйстве, ее величина на 43% ниже общереспубликанского уровня. Отставание это наблюдалось и раньше, но было значительно меньшим: в 1995 г.- на 38, в 1990г.-на 7% ниже, чем в среднем по республике. Заработки работников сельского хозяйства примерно в 1,8 раза ниже заработной платы по народному хозяйству. Например, в 2004г. уровень оплаты труда в сельском хозяйстве составил 199,5тыс. руб. против 390,9 тыс. руб. в промышленности, к среднереспубликанскому показателю это составляет 57%. По отношению к минимальному потребительскому бюджету одного человека она составляет менее 99%, то есть ее уровень не обеспечивает минимальных жизненных потребностей самого работника, не говоря о членах семьи. Таблица 1.2.1 дает информацию о динамике оплаты труда по отраслям:

Таблица 1.2.1. Начисленная номинальная среднемесячная заработная плата по отраслям экономики Республики Беларусь, тыс. руб.

 

1990

1995

2000

2001

2002

2003

2004

Всего

269

755,1

58,9

123,0

189,2

250,7

350,2

В т.ч. промышленность

281

861,9

70,9

143,1

212,4

276,7

390,9

Сельское хозяйство

251

468,3

36,8

78,2

113,1

139,6

199,5

Строительство

333

1048,5

74,7

151,1

163,1

310,9

452,2

Транспорт

298

935,7

63,9

132,8

213,4

283,3

414,6

Связь

224

919,4

68,0

143,3

217,4

294,3

409,5

Торговля и общественное питание

232

607,4

47,3

95,5

146,1

185,4

266,8

Здравоохранение

196

651,9

45,9

106,1

170,2

223,9

306,9

Образование

191

594,6

44,9

101,5

163,7

215,2

289,8

Культура

172

517,7

38,5

89,1

147,0

197,4

268,6

Искусство

257

516,6

40,5

95,5

152,2

-

297,0

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту