рефераты по менеджменту

Системный подход в организации производства

Страница
1

Системный подход в организации производства

Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Производственное предприятие характеризуется производственно- техническим, организационным, экономическим и социальным единством.

Производственно-техническое единствоопределяется комплек­сом средств производства, обладающих технологическим единством и взаимосвязью отдельных стадий производственных процессов, в результате которых используемые на предприятии сырье и материалы превращаются в готовую продукцию. Также они позволяют оказывать услуги и выполнять определенные работы на сторону с целью извлечения прибыли.

Организационное единствоопределяется наличием единого коллектива и единого руководства, что находит свое отражение в общей и организационной структуре предприятия.

Экономическое единствоопределяется общностью экономических результатов работы — объемом реализуемой продукции, уровнем рентабельности, массой прибыли, фондами предприятия и т.д., и главное, извлечение прибыли выступает в качестве основной цели деятельности.

Однако предприятие прежде всего не производственная, не экономическая, а социальная единица. Предприятие - это коллектив людей различной квалификации, связанных определенными социально-экономическими отношениями и интересами, а извлечение прибыли служит основой для удовлетворения потребностей (как материальных, так и духовных) всего коллектива. Поэтому важнейшими задачами предприятия являются: выплата персоналу социально справедливой заработной платой, которая обеспечивала бы воспроизводство рабочей силы; создание нормальных условий труда и отдыха, возможностей для профессионального роста и т.д.

В общем случае под названием «предприятие», в практике производственно-хозяйственной деятельности, подразумевается коммерческая организация, главной целью деятельности которой, в условиях рынка, является получение прибыли на вложенный труд и капитал. Во многих учебниках и учебных пособиях используются два схожих между собой понятия - "предприятие" и "фирма".

Фирма - юридически самостоятельная предпринимательская единица. Ею может быть как крупный концерн, так и небольшая компания. Современная фирма обычно включает несколько предприятий. Если же фирма состоит из одного предприятия, оба термина совпадают. В этом случае предприятие и фирма обозначают один и тот же объект экономической деятельности.

Понятия «предприятие» и «фирма» имеют общие и отличительные черты, и чем крупнее фирма, тем больше отличий.

Во-первых, предприятие — субъект экономических отношений в рамках, как правило, общего капитала (индивидуального или коллективного), в то время как фирма — субъект экономических отношений между различными «автономными» капиталами (предприятий, фирм, концернов и т.д.). Поэтому, с точки зрения концентрации капитала, фирма — корпорация со сложной системой финансовой зависимости между ее структурными подразделениями.

Во-вторых, появление термина «фирма» обусловлено широким распространением в западной экономике акционерной формы хозяйствования – акционерных компаний, связанных друг с другом так называемой системой участия. Система участия оказывает существенное воздействие на размывание отраслевой принадлежности, так как позволяет скупать контрольные пакеты акций предприятий различных отраслей. Поэтому следующая особенность круп­ной фирмы — ее многоотраслевая структура. Сам процесс форми­рования многоотраслевых фирм получил название «диверсифика­ция», что является современной формой концентрации производ­ства и образования крупных фирм. Поэтому, с точки зрения кон­центрации производства, фирма — это многоотраслевой концерн, в котором в качестве структурных единиц выступают предприятия различных отраслей экономики. Имеются и другие различия между понятиями «предприятие» и «фирма».

Фирма по отношению к входящим в ее состав производствен­ным единицам является органом предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибылей, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса.

В зависимости от целей деятельности всякое юридическое лицо относится к одной из двух категорий: коммерческая организация; некоммерческая организация.

Деятельность коммерческой организации направлена на извлече­ние прибыли, что является ее основной целью. Некоммерческая организация не ставит цели извлечения прибыли и не распределяет ее между участниками.

В качестве юридически самостоятельных фирм могут выступать хозяйственные единицы отдельных отраслей экономики с различной концентрацией капитала и произ­водства, разнообразных форм собственности и правовых форм.

В экономике функционируют самые различные предприятия. Они отличаются друг от друга по ряду признаков: отраслевой принадлежности; размерам; степени специализации и масштабам производства однотипной продукции; методам организации производства и степени его механизации и автоматизации; организационно-правовым формам и т.д.

Признаками отраслевой принадлежности предприятия служат:

- по характеру потребляемого сырья промышленные предприятия делятся на предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности;

- по назначению готовой продукции все предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;

- по признаку технологической общности различают предприятия с непрерывным и дискретным процессами производства, с преобладанием механических и химических процессов производства;

- по времени работы в течение года – круглогодичного и сезонного действия;

- по размеру предприятия делятся на крупные, средние и малые. Главными критериями отнесения предприятия к одной из этих групп является численность работников с дифференциацией по отраслям экономики, стоимостной объем выпуска продукции, особенности формирования уставного капитала;

- по специализации и масштабам производства однотипной продукции – специализированные, диверсифицированные (многопрофильные) и комбинированные.

Специализированными считаются предприятия, которые концентрируются на изготовлении ограниченного ассортимен­та продукции массового или крупносерийного производства, например, на производстве чугуна, стального проката, литья, выработке и поставке электричес­кой и тепловой энергии, производстве зерна, мяса и т.д.

Многопрофильные предприятия — это предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения. Такие предприятия чаще всего встречаются в про­мышленности, они специализируются одновременно на изготов­лении, допустим, компьютеров, приборов, автомобилей, холо­дильников, станков, инструмента и другой продукции. В сельс­ком хозяйстве многие фермы специализируются одновременно на выращивании зерна, овощей, фруктов, скота, кормов и т.д. По мере усиления конкуренции многие экономически окреп­шие, ранее узкоспециализированные предприятия, в поисках рынков сбыта, выходят за рамки прежней специализации. Они расширяют ассортимент продукции и услуг, захватывают новые рынки. Часто такие предприятия полностью теряют прежний отраслевой профиль и становятся предприятиями межотраслевы­ми — диверсифицированными. Они могут одновременно занимать­ся, например, выпуском различной промышленной продукции, строительством, транспортом и коммерческими операциями. Пе­релив капитала из одной отрасли экономики в другие происхо­дит при этом в рамках одной фирмы.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту