рефераты по менеджменту

Рынок труда и реализация трудового потенциала в системе

Страница
2

1.Работа, которую хотелось бы получить;

2.Опыт работы;

3.Трудовая деятельность (этот пункт заполняется в обратном порядке, т.е. сначала указывается последнее место работы, а в конце — первое);

4.Образование (все учебные заведения, в которых продолжалось обучение после окончания школы);

5.Личные данные (возраст, семейное положение и т.п.);

6.Дополнительные сведения о себе (знание иностранных языков, умение работать на компьютере и др.).

7.Рекомендации.

Представленные резюме внимательно рассматриваются и после рассмотрения наиболее перспективные претенденты приглашаются для беседы.

Персонал как объект управления

Любое предприятие может быть представлено как система управления. Система, как известно, — это определенная совокупность взаимосвязанных элементов, которая обладает новыми качествами, отсутствующими у образующих ее элементов. Система управления характеризуется наличием субъекта и объекта управления.

Объект управления — это управляемая подсистема, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п. В качестве объекта управления мы будем рассматривать персонал промышленных предприятий, как достаточно типичных, а также группы людей, образующие подразделения этих предприятий. Таким образом, в качестве объекта управления рассматривается группа людей, деятельность которых координируется и направляется на достижение определенных целей.

Субъект управления — это управляющая подсистема, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Применительно к менеджменту субъект управления представляет собой совокупность определенных звеньев аппарата управления, выполняющих конкретные функции на различных уровнях управления. Каждое вышестоящее звено выступает в качестве субъектов управления по отношению к нижестоящему звену.

Между субъектом и объектом существуют прямые и обратные связи. Прямая связь — это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь — это информация об исполнении команд и состоянии объекта управления, поступающая от объекта к субъекту управления.

Наряду с привычным понятием «предприятие» в данной методической разработке употребля­ется термин «организация», так как в соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятия могут быть только государственными или муниципальными, а приватизированные предприятия именуются организациями.

Характерной особенностью предприятия является то, что и в качестве объекта, и в качестве субъекта управления выступают люди. Следовательно, предприятие можно рассматривать как социальную систему управления, а отношения управления, складывающиеся в этой системе, — как часть производственных отношений.

Социальную систему управления характеризует ряд общих условий. Прежде всего, управляемая система обладает способностью изменять свои параметры (или свойства) под воздействием управляющей системы. При этом для эффективного управления необходимы критерии и показатели, наиболее полно отражающие важнейшие параметры деятельности объекта управления. Например, для промышленного предприятия такими показателями могут быть: производственная мощность, численность персонала, объем реали­зованной продукции, прибыль, рентабельность и др.

Субъект управления воздействует на объект в соответствии с определенной целью. Для этого управляющая подсистема должна предвидеть состояние объекта управления после соответствующего воздействия. Для ориентации на определенную цель субъекту управления должна поступать информация о состоянии объекта после воздействия, т.е. в системе управления должны быть четко организованы прямые и обратные связи. И наконец, любая экономическая система управления должна располагать определенными материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами.

Специфика социальной системы управления обусловливает особенности управления процессом труда в каждой фирме, что находит свое выражение в рационализации соединения живого труда с предметами и орудиями труда, в совершенствовании форм и приемов трудовой деятельности, в том числе и в управлении.

Вместе с тем для всех предприятий (организаций) все большее значение приобретает социальная сторона управления, которая охватывает различные аспекты управленческого общения, соблюдение этических норм и правил общения менеджера с персоналом.

Окружающая среда — это все то, что окружает данное предприятие (организацию): поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура, политическая ситуация, религиозные идеи и др. Окружающая среда активно влияет на любое предприятие, поставляя ему кадры, орудия труда, сырье, материалы или товары, энергоносители и т.д. В свою очередь и предприятие (организация) влияет на окружающую среду, производя и реализуя товары и услуги.

В нашей стране накопилось немало проблем, связанных с функционированием социальных систем управления. К таким проблемам можно в первую очередь отнести кризис доверия и ответственности, возникший во время спада производства в 1990-х г.; недостаточное материальное вознаграждение работников за результаты труда и невыплаты заработной платы; слабую перспективу роста специалистов; негативное восприятие администрацией инициативы работников и негативную оценку работниками действий администрации; некомпетентное руководство и неудовлетворительный социально-психологический климат. ак уже отмечалось, любое предприятие (организацию) можно представить как систему управления, в которой выделяются управ­ляемая и управляющая подсистемы или объект и субъект управле­ния. При этом в качестве объектов управления обычно выступают:

• производство;

• закупки;

• сбыт;

• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

• образование;

• финансы;

• готовая продукция;

• кадры, т.е. персонал предприятия.

В этом множестве объектов управления решающая роль принадлежит персоналу, так как именно работники предприятия (организации) приводят в движение все остальные объекты управления. Именно люди, работающие на предприятии (в организации), определяют качество производства и качество продукции, степень использования оборудования, проведение НИОКР. Таким образом, кадры являются важнейшей составной частью объекта управления.

Субъектом управления на предприятии является аппарат управления, который включает руководителей, специалистов и технических исполнителей. К аппарату управления относятся директор предприятия, его заместители, руководители линейных подразделений (цехов, участков, бригад), а также функциональные руководители, т.е. менеджеры специальных подразделений, руководители отделов снабжения и сбыта, бухгалтерия, службы главного механика, главного энергетика и др.

Главными функциями субъекта управления на уровне предприятия являются постановка целей, разработка и реализация стратегических решений, прогнозирование (предвидение), организация взаимодействия, мотивация (стимулирование), регулирование, контроль и оценка исполнения.

Таким образом, деятельность людей, составляющих субъект управления, в решающей мере определяет успешную работу предприятия.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту