рефераты по менеджменту

Принятие решений в условиях риска

Страница
6

Табл. 1 позволяет также уточнить позиции активных групп. При сравнении вариантов трассы каждая активная группа руководствуется в первую очередь определенным под­множеством из приведенного выше множества критериев. Так, проектная организация в первую очередь обращает внимание на

критерии П, Сі, Сг, В, Б, Н. Региональные власти в первую очередь руководствуются критериями Р, В, Б, Н, Сг. Естествен­но, что заказчик в первую очередь учитывает оценки по крите­риям Т, У.

Принятые процедуры выбора состояли в следующем. Проект­ная организация осуществляет анализ, связанный с прокладкой возможных трасс газопровода. После первоначальной наметки ос­новных вариантов по каждому из них оценка стоимости осуществ­ляется по критерию приведенных затрат. Далее проектная органи­зация предварительно выбирает вариант и передает предложение с информацией обо всех вариантах заказчику, а затем — на согласо­вание региональным властям. В обсуждении принимают участие также представители подрядчика.

5.6. Конструирование нового варианта

В приведенном примере по выбору трассы проектная орга­низация отдала предпочтение приморскому варианту, заказчик и подрядчик — срединему варианту. При рассмотрении вариан­тов региональными властями возникла необходимость сопо­ставления намного лучших оценок срединного варианта по критериям Сг, Р и Н с лучшими оценками приморского вариан­та по критериям В и Б. При проведении анализа региональные власти обратились к заказчику и проектной организации с просьбой попытаться найти новые технические решения, кото­рые могли бы улучшить оценки срединного варианта по крите­риям В и Б, приблизив их к оценкам приморского варианта. В поисках такого решения проектная организация обосновала возможность сокращения охранной зоны при соответствующем повышении надежности путем увеличения толщины стенки га­зопровода. Оказалось, что при таком техническом решении су­щественно уменьшается количество сносимых усадеб, и стои­мость срединного и приморского вариантов по критерию приве­денных затрат становится близкой, несмотря на некоторое уве­личение металлоемкости и стоимости трубопровода.

С учетом нового технического решения все участники про­цесса выбора оценили срединный вариант как наиболее прием­лемый. Этот вариант и был выбран.

Приведенный пример является типичным для принятия решений при многих критериях и нескольких активных груп­пах. Активные группы руководствуются в первую очередь сво­им подмножеством критериев. При оценке альтернатив каждый участник процесса выбора применяет свои критерии последова­тельно от более важных к менее важным. Отметим, что ни один из рассматриваемых вариантов не является обычно домини­рующим по всем критериям. Следовательно, всегда необходим поиск компромисса. Характерной чертой реального процесса сравнения вариантов являются попытки пересмотра вариантов, попытки улучшить оценки ряда вариантов по некоторым кри­териям путем поиска новых решений.

Выводы

Особым классом задач принятия решений являются задачи с учетом факторов риска и безопасности. Факторы риска, понимаемого как вероятность потерь, влияют на процесс принятия решений. Аварии на промышленных производствах, человеческие жертвы, связанные с использованием различных технологий, определяют исключительную важность задач анализа риска.

Основными направлениями исследований в области анализа риска являются:

• измерение риска;

• повышение безопасности крупномасштабных технологических систем;

• анализ аварий.

В курсовой работе рассмотрены три основных подхода к измерению риска: инженерный (вероятностный анализ риска, построение деревьев отказов и событий), модельный и субъективных измерений, совершаемых людьми.

Суждения людей о вероятностях опасных событий и потенциальном ущербе основаны на личном восприятии риска и существенно отличаются от объективных данных.

При установке стандартов используются три основных подхода: экспертные суждения, аналогия с известными технологиями, многокритериальный анализ.

Одной из основных причин аварий являются человеческие ошибки. Крупные аварии характеризуются, как правило, совпадением ряда маловероятных событий.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту